Chefeat.ru

Здоровое питание

Акусилай

13-10-2023

Акусила́й (др.-греч. Ἀκουσίλαος) — древнегреческий мудрец и историк VI века до н. э. Был дорийцем по происхождению, писал на ионийском диалекте. Имя его отца было Каб или Скабр, происходил он из Керкады (города близ Авлиды) или из Аргоса[1].

Его деятельность датируют между 575 и 525 годами до н. э.[2] либо второй половиной VI века до н. э. Иосиф Флавий называет Акусилая наряду с Кадмом одним из самых ранних историков, который жил незадолго до вторжения персов в Элладу[3]. Гермипп включал Акусилая в перечень 17 лиц, причислявшихся к Семи мудрецам[4].

Он написал книгу «Генеалогии» — первое прозаическое историческое сочинение, которое, однако, уже в античности многими считалось неподлинным; оно не сохранилось. В издании Мюллера собран 31 фрагмент сочинения Акусилая, состоявшего не менее чем из 3 книг. Как автор генеалогий, упоминается в византийском словаре Суда. Согласно Клименту Александрийскому, исторический труд Акусилая был переложением в прозе стихов Гесиода[5], однако Иосиф Флавий отмечает, что Акусилай делал многочисленные поправки к родословиям Гесиода[6]. Псевдо-Аполлодор 9 раз ссылается на версии Акусилая, отмечая как сходства с Гесиодом, так и расхождения с ним[7].

От теогонии Акусилая, по Дильсу-Кранцу, сохранилось всего 5 свидетельств и три фрагмента, которые к тому же содержат противоречия. Таким образом, об учении мудреца известно очень мало. Согласно Евдему Родосскому в передаче Дамаския[8], первоначалом Акусилай полагал непознаваемый Хаос, из которого вышли Эреб (мужское начало) и Ночь (женское начало). От совокупления Эреба и Ночи родились Эфир, Эрос и Метис, а от них — множество других богов.

Согласно же Платону[9], Акусилай следовал за Гесиодом в том, что Гея и Эрос рождались после Хаоса. Ещё один источник утверждает, что Акусилай называл Эрота сыном Ночи и Эфира[10].

Примечания

  1. Суда, Диоген Лаэртский
  2. История древнегреческой литературы. В 3 т. Т.2. С.17
  3. Иосиф Флавий. Против Апиона 2
  4. Диоген Лаэртский. О знаменитых философах I 41-42
  5. Климент Александрийский. Строматы VI 26, 7
  6. Иосиф Флавий. Против Апиона 3
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 1; II 1, 3; II 2, 2; II 5, 7; III 4, 4; III 8, 1; III 11, 1; III 12, 6; III 15, 2
  8. Евдем Родосский, фр.117 = Дамаский. О началах 124 = Акусилай, фр. B1 Дильс-Кранц
  9. Акусилай, фр. B2 Дильс-Кранц = Платон. Пир 178b
  10. Акусилай, фр. B3 Дильс-Кранц = Схолии к Феокриту XIII 2 из Теона

Литература

Перевод теогонических фрагментов:

  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.90-91.

Исследования:

  • История древнегреческой литературы. В 3 т. Т.2. М., 1955. С.16-18.
  • Торшилов Д. О. Античная мифография. СПб, 1999. С.50-51.

Акусилай.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13