02-05-2023
Анат | |
---|---|
Мифология: | западносемитская |
Толкование имени: | "источник", богиня источников |
Местность: | Угарит, Египет |
Занятие: | богиня секса и войны |
Брат: | Баал, Яхве, |
Супруг: | Баал, Яхве[1], египет.Сет[2] |
Связанные персонажи: | Ашера, Астарта, Атаргатис, Афина Паллада |
Связанные события: | спускалась с подругой Шапаш (солнцем) в Нижний Мир бога Мота чтобы спасти брата Ваала из плена |
Атрибуты: | девственность (при активной секс.жизни) |
Анат (букв."источник", богиня источников) — в западносемитской мифологии богиня, связанная с охотой и войной, занимает место Дочери в типичном для семитов 4-членном пантеоне «Отец-Мать-Дочь-Сын».
Согласно найденной в Угарите «Песне о Баале», Анат была сестрой и любовницей Баала. После религиозной революции пророка Илии, описывается как супруга аналога Баала - бога Яхве. После похищения Баала богом Нижнего Мира Мотом Анат и ее подруга богиня солнца Шапаш спускаются в преисподнюю, где Анат силой побеждает Мота и освобождает брата.
Описана также сцена избиения богиней людей, собравшихся на пир.
Эпитет Анат — «Девица». Считается (ср. Артемида), что Анат сохраняла девственность, несмотря на активную половую жизнь, в том числе с собственным братом.
Богиня также почиталась в Египте, куда этот культ предположительно завезли гиксосы. Фараон Рамзес, бившийся с хеттами при Кадеше, звал себя «любимец Анат».
Богиня часто упоминается в Ветхом Завете. Исследователь религии и мифологии Рафаэль Патай полагал, что «Царица Неба», культ которой включал в себя выпечку пирожков, совпадала с Анат. Также Рафаэль Патай утверждал, что эпитет «Ашторет», означающий нечто вроде «ее утробы» (she of the womb), от которого произошло эллинизированное имя «Астарта», принадлежал либо богине-Матери Ашере, либо Анат.
Анат, как супруге Яхве, согласно элефантинским папирусам, поклонялись евреи Элефантины[3].
Во времена Селевкидов Анат отождествлялась с Афиной Палладой.
Черты Анат и Астарты слились впоследствии в образе Атаргатис.
Содержание |
Анат.