Chefeat.ru

Здоровое питание

Архат

15-10-2023

Архаты в Мориока, Япония

Арха́т (санскр. अर्हत्, «достойный») — в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всевидением Будды.

На пути к архатству человек сначала должен стать сротапанной — «вступившим в поток», после чего он уже никогда не деградирует до состояния «обычного человека». Следующий уровень — сакридагамин («возвращающийся лишь единожды»); ставший сакридагамином родится ещё только один раз. Затем — анагамин (невозвращающийся); он не вернётся в мир желаний — камалоку, но ещё может родиться в высших божественных мирах — рупалоке и арупалоке. Становясь из анагамина архатом, человек достигает нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому. Согласно воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы. С точки зрения буддийской философской школы Мадхъямака-Прасангика, архаты хинаяны не полностью избавились от омрачений, так как хинаянские практики (в том числе в школе тхеравада), придерживаются философских воззрений школ Саутрантика или Вайбхашика, относящихся к Первому повороту Колеса Учения.

Архат Махадева сформировал следующие положения архатства, которые стали причиной окончательного разделения школ Тхеравады и Махасангхики[1]:

  1. У архата могут быть ночные поллюции.
  2. У архата может быть незнание чего-либо.
  3. У архата могут быть сомнения.
  4. Архатство может быть определено другим.
  5. Практиковать просветление можно через произнесение слов.

См. также

Примечания

  1. Чебунин, 2009, «Развитие буддизма до его проникновения в Китай»

Литература

  • Чебунин А. В. История проникновения и становления буддизма в Китае: [монография]. — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4


Архат.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13