17-06-2023
Вегетарианство играет значительную роль в таких индийских религях, как индуизм, джайнизм и буддизм. Вегетарианство является обязательным для всех последователей джайнизма и широко практикуется в индуизме и буддизме махаяна.[1][2] В авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) и в сикхизме[3] отношение к вегетарианству явным образом не сформулировано.
Содержание |
Многие индуисты практикуют вегетарианство и стараются руководствоваться в своей жизни принципом ахимсы (ненасилия).[4] Индуисты ценят жизнь животных, признавая связь, существующую между всеми живыми существами во Вселенной.[4] Одной из характерных чёрт индуизма является почитание коровы.[4] По этой причине, большинство индуистов не употребляют в пищу говядину.[4] Употребление в пищу других видов мяса и рыбы часто сводится к личным предпочтениям и вкусам.[4]
Степень строгости следования вегетарианской диете среди индуистов зависит от многих факторов.[4] Как правило, нарушение диетических норм считается в индуистском обществе оскверняющим и чревато негативными последствиями для семьи и кастовой группы.[4] Употребление в пищу продуктов, считающихся нечистыми или просто неприемлемыми, негативно воспринимается среди индуистов.[4]
Тесно связанная с индуизмом аюрведа и смежные дисциплины детально объясняют эффекты, получаемые в результате употребления в пищу тех или иных продуктов.[4] Аюрведа уделяет внимание не тому, насколько правильно употребление определённого вида пищи с ритуальной точки зрения, а тому, какое влияние это оказывает на здоровье человека.[5]
В буддизме всегда велось много споров относительно вегетарианства.[6] Во времена Будды, мясоедение не было запрещено, но было значительно ограничено.[6] Буддийским монахам не разрешалось не только убивать животных для своего пропитания, но даже возделывать землю, так как такая деятельность неизменно влекла за собой убийство живых существ.[6] Монахам позволялось принятие в пищу мяса, пожертвованного семейными людьми, но только в тех случаях, когда животное не было убито специально для них.[6]
Далеко не все буддисты были или являются вегетарианцами.[6] В странах, где распространён буддизм тхеравады, вегетарианство считается желательным, но практикуется мало.[6] Исторически, когда жители японских рыбацких деревень обратились в буддизм, они не прекратили рыбный промысел и употребление рыбы в пищу.[7] В высокогорных регионах Гималаев трудно выращивать достаточное для пропитания количество овощей.[8] По этой причине тибетцы вынуждены были забивать животных на пропитание, но старались убивать как можно меньшее их число.[8] Например, так как мясо одного яка может прокормить гораздо большее количество людей, чем мясо курицы, тибетцы предпочитали забивать одного яка вместо нескольких кур.[8] Однако, в других буддийских контекстах, убийство больших животных считалось гораздо более худшим, чем убийство малых.[8]
В таком тексте, как «Ланкаватара-сутра» утверждается, что бодхисаттва считает всех живых существ своими детьми и не может заниматься мясоедением.[8] Говорится, что надлежащей пищей для бодхисаттв является рис, зелень, зернобобовые, гхи, масло, мёд и сахар.[8]
Многие западные буддисты отдают предпочтение вегетарианской диете и считают, что все буддисты должны следовать вегетарианству.[8] Такое отношение также повлияло на живущих на Западе буддистов из тибетской и других традиционно невегетарианских культур.[8] В целом, однако, буддисты стараются не следовать догматическим взглядам как в этой, так и в других областях, считая, что это препятствует духовному прогрессу.[8] Следовать или нет вегетарианской диете, как правило, является личным выбором каждого буддиста.[8]
Сикхский свод правил поведения запрещает употребление в пищу халяльного мяса, то есть мяса забитых по мусульманскому обычаю животных.[9] Одни сикхи рассматривают этот запрет как разрешение на употребление мяса животных, забитых другим способом, а другие — как полный запрет мясоедения.[10] Основной священный текст сикхов, «Гуру Грантх Сахиб», не даёт ясного представления об отношении сикхов к вегетарианству.[10] Гуру Нанак комментирует в ряде стихов отношение индуистских брахманов к мясоедению как к оскверняющей практике.[10] Он, в частности, утверждает, что в круговороте жизни трудно быть свободным от насилия над другими живыми существами, к которым он также относит растения.[10] В сикских текстах также описываются истории о том, как поздние сикхские гуру занимались охотой и ели мясо.[10]
На практике, большинство жителей Пенджаба употребляют в пищу гораздо меньше мяса, чем в среднем люди на Западе.[10] Также как и индуисты, сикхи, как правило, исключают из своего рациона говядину.[10] Исторически, это делалось из экономических соображений.[10] Таким образом сохранялось поголовье коров и быков, обеспечивавшее крестьян молоком, использовавшееся для вспахивания земли и перевозки грузов.[10]
Вегетарианство и религия.