23-10-2023
Джахили́я (араб. جاهلية) — в исламе обозначение первобытной грубости и невежества, предшествующей принятию ислама. В широком смысле — аналог «естественного состояния»: беззаконие и жестокость.
Содержание |
В арабско-русском словаре Харлампия Баранова приводятся следующие значения слова араб. جاهلية : 1) невежество; 2) язычество; араб. الجاهلية или араб. الجهلاء доисламская эпоха[1].
До возникновения Ислама на Аравийском полуострове существовали общины иудеев, христиан и язычников, представителями которых были главным образом местные арабские племена. Особенностью арабского язычества было то, что они верили в Аллаха как в единственного творца, но при этом также поклонялись идолам. В Коране говорится, что язычники считали, что идолы приблизят их к Аллаху: "Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».[2]
Согласно исламской историографии, сначала арабы (потомки Исмаила, сына Ибрахима) были монотеистами, однако потом заимствовали идолов у 'амаликов. От той религии у них сохранился обряд хаджа и традиция почитания Каабы, охраны и обслуживания которой возлагалось на племя курайшитов из которого происходил пророк Мухаммед. Большинство язычников были крайне консервативны по отношению к своей религии, находя причины такого консерватизма в том, что их отцы верили в тех же идолов.
У доисламских арабов широко почитались красноречие, гостеприимство и верность своему договору. Среди примитивных качеств доисламского общества можно выделить следующие: существовала кровная месть, была традиция закапывать заживо новорождённых девочек, или же закапывать новорождённых детей, если арабы боялись не прокормить их.
Мекка, в которой жил Мухаммад, являлась торговым и финансовым центром Аравии. Город располагался на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии (Абиссинии) в Ирак. Валютой, употреблявшейся в обороте в те времена, был динар, который также упоминается в Коране. В соответствии с кораническими аятами это была монета из золота в 24 карата, или 4,25 грамма. Мусульманам предписывается использовать такие деньги при совершении сделок, выплате очистительного налога (закята) и для сбережений. Пророк Мухаммад является основоположником исламской экономики, которая со всеми присущими ей особенностями практически не изменилась до наших дней. В частности, в высказываниях пророка Мухаммеда осуждается ростовщическая практика (риба), а также говорится о золоте и серебре. Эти высказывания (хадисы) отразились на современных экономиках стран исламского мира. В частности, после экономического кризиса 1997 г. в противовес бумажным деньгам и нестабильности современной финансовой системы, которую они несут, появился проект золотого динара, поскольку во времена пророка Мухаммада необеспеченных бумажных денег не существовало. Хотя, в мусульманском мире издавна были распространены различные виды оборотных документов, таких как суфтаджа, сакк и др., принимавшиеся к оплате наряду с обычными металлическими деньгами.
Мекка располагалась среди бесплодных скал, земледелие в ней было невозможно. Земледелие было распространено только в оазисах, одним из которых был Ясриб (Медина). Существует мнение о том, что распространение ислама и арабская экспансия в Персию, Сирию и Северную Африку была обусловлена осушением арабских степей и, как следствие, голодом. При этом, никаких достоверных сведений по поводу каких-либо существенных изменений климата не имеется[3], что ставит под сомнение такого рода выводы. К тому же имеются сведения о том, что мусульмане возвращались после завоевательных походов обратно в пустыню.
Мекка, как главный центр южной Аравии, была ареной постоянной борьбы за власть. В арабских источниках содержится немало информации о семейных и племенных междоусобицах, однако некоторые западные критики делают акцент на легендарности этих преданий. В связи с тем, что Мекка была крупным торговым городом, политические группировки, получавшие власть, были вовлечены во взаимоотношения с различными арабскими племенами, а также государствами, с которыми была связанна торговля Мекки.
Джа́хиль (араб. جَاهِلٌ — грубиян, дикарь, невежда) — термин, которым называют людей, живших во времена джахилии. Средневековый исламский богослов Такиа д-Дин Ибн Таймия был, вероятно, первым, кто использовал термин «джахиль» для описания отступников в современном мусульманском обществе.[4]
Джахилия.