Chefeat.ru

Здоровое питание

Дин (религия)

17-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
                         

Дин (араб. دين — религия) — многозначный исламский термин, «суд», «воздаяние», «религию», «веру» и др. В Коране этот термин употребляется свыше 100 раз в разных значениях. В суре Аль-Бакара выражение йаум ад-дин означает «день Суда»[1], в суре Аз-Зумар — «религию», «веру» отдельного человека[2] и религию как систему ритуальной практики[3] . Термин дин прилагается как к исламу[4], так и к язычеству[5], иудаизму или христианству[6].

Основное кораническое значение термина дин связано прежде всего с важнейшей для Корана идеей обязательности подчинения Аллаху и его беспредельной власти. В средневековой мусульманской теологии кораническое понятие дин имело множество толкований. Эти толкования отражали уже иной уровень религиозного сознания, новые проблемы, вставшие перед обществом и воспринимался обычно как совокупность трех составляющих. В зависимости от позиции школы или направления, набор и понимание этих составляющих менялись. Наиболее широкое распространение получило определение дина, как совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам) и совершенствования в искренности веры (ихсан)[7].

Различия между течениями

Из всех трёх аспектов дина ханафиты подчеркивали значение веры (иман), ашаритs — важность соблюдения религиозных предписаний (исдам), ханбалиты— значение «подлинной традиции» — Корана и сунны. Некоторые ханбалиты отмечали, что дин есть таклид («традиция», «предание»), другие подчеркивали значение «намерения» (ният) человека. Последние были близки к суфийскими авторитетами, выделявшими психологические аспекты веры. Суфии усматривали в дине три последовательные стадии:

  1. шариат (иман) — точное следование заветам Корана и сунны;
  2. тарикат (ислам) — духовное самосовершен- ствование и самонаблюдение;
  3. хакикат (ихлас) — достижение истинного знания о Боге или даже соединение с ним[7].

Али аль-Джурджани (1339—1413) сопоставил понятие дин, милла и мазхаб. Он считал, что дин — это закон, которому следует подчиняться, милла — закон, который объединяет людей, а мазхаб — закон, которому стремятся следовать люди[7].

В более широком смысле дин (духовное) противопоставлялась понятию дунья (материальное). Диалектика этих понятий, область действия каждого из них, степень их связи и противопоставления всегда составляли важный элемент религиозной и социальной полемики. Так, египетский богослов М. Р. Рида (1865—1935) относил социальную сферу к дину. «Братья-мусульмане» включали в понятие ислама и дин и даула («государство», «сфера политики»). Сторонники секуляризации считают понятия дин и ислам идентичными. В некоторых арабских именах (например, Салах ад-Дин, Фахр ад-Дин), а также в исламской литературе слово ад-Дин часто употребляется как синоним термина ислам[7].

Примечания

  1. 1:4
  2. 39:2
  3. 6:161, 3:73
  4. 3:19
  5. 109:3
  6. 3:73
  7. ↑ Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Прозоров С.М.. — М.: Наука, 1991. — С.70.

Литература

Дин (религия).

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13