09-07-2023
Дов-Бер из Межерича (известен также как Магид из Межерича, 1704—1772) — второй лидер хасидского движения. Наследник Баала Шем-Това.
Время деятельности Дов-Бер из Межерича в истории иудаизма |
---|
Содержание |
Родился около 1710 года в местечке Лукач возле Ровно в Речи Посполитой. Отца звали Аврум. По семейному преданию, происходил из потомков царя Давида. Работал меламедом, случайно познакомился с рабби Баалом Шем-Товом и стал вскоре его ярым последователем. Через год после смерти учителя был избран единогласно его наследником, однако перевёл свою резиденцию из Меджибожа в Межерич. В отличие от учителя, не практиковал объездов еврейских местечек, а предпочитал, чтобы все желающие приезжали к нему. Умер в 1772 в Аннополе, где и похоронен.
После смерти Магида движение распалось. Наиболее выдающиеся ученики Магида стали лидерами движения в следующем поколении. Наиболее знаменитые среди них: р. Элимелех из Лежайска (основатель польской ветви), р. Леви Ицхак из Бердичева (основатель Волынской ветви), р. Менахем Мендель из Витебска и создатель Хабада: р.Шнеур Залман из Ляд (основатели восточно белорусской и литовской ветви), р. Аарон из Карлина — основатель западно-белорусской ветви.
По обыкновению, Дов-Бер предался изучению Талмуда и сделал в нём значительные успехи. Его натура влекла его к мистическому: он долго занимался Каббалой, и с большим ещё успехом, нежели Талмудом. Выработав в себе определенные убеждения, он, подобно всем страстным натурам того времени, сделался ревностным поклонником практической Каббалы Исаака Лурия. Это скорбное, меланхолическое учение, смотревшее на человека как на сосуд зла, пороков и нечистоты, вечно стращавшее муками ада, требовавшее от своих приверженцев презрения ко всему земному, постоянных очищений от грехов постом и молитвою, истязания плоти и душевного сокрушения, — это учение оказало решительное влияние на характер Дов-Бера. Оно сделало его замкнутым, суровым и мрачным. Беспрестанный пост (иногда «от субботы до субботы») изнурил его организм и сделал его крайне болезненным. Жил он очень бедно и кормился с семейством только скудными заработками от проповедничества. Он обладал и даром слова и умел горячо и увлекательно говорить. Прозвище «магид» осталось за ним на всю жизнь.
После смерти Бешта проповедник из Межерича сделался верховным главою многочисленного ордена хасидов. Его признала таковым не столько вся хасидская масса, но и товарищи его, непосредственные ученики Бешта.
Главное значение деятельности рабби Дов-Бера заключается в роли учителя, непосредственно подготовившего целое поколение деятелей хасидизма и цадиков, впоследствии приобретших громкую известность. В отличие от Бешта, которого истые раввины не уважали за слишком простой нрав и «неучёность», Дов-Бер при жизни пользовался в раввинском мире репутацией отличного талмудиста и каббалиста, — что в связи со славою верховного главы хасидов привлекало к нему массу ученого люда.
Вот как рассказывают о его жизни. Всю неделю Дов-Бер не выходил из комнаты, куда могли войти к нему только его ближайшие ученики, а по субботам он появлялся на общей молитве в одеждах белого цвета, даже в ботинках из белой кожи, потому что по Каббале белый цвет является символом милости. После молитвы Дов-Бер устраивал общую трапезу для всех желающих, а затем он просил каждого из присутствующих сказать какой-либо отрывок из Торы. Эти отрывки, взятые из различных мест, он связывал в своей проповеди в одно целое, и всякий гость находил в том месте проповеди, которое касалось выбранного им отрывка, ответ на те проблемы, что беспокоили его и требовали умного совета.
Подобно Бешту, Дов-Бер сам писал очень мало, по крайней мере не излагал письменно своих воззрений в систематическом порядке, а только дал своим ученикам устную систему, представив им облечь её в литературную форму. Обыкновенно он читал свои вдохновенные проповеди по субботним вечерам, а наиболее ревностные из его учеников или слушателей записывали впоследствии существенное содержание этих проповедей. Около 1781 года в Кореце учеником и родственником Дов-Бера, Соломоном из Луцка, была выпущена книга под заглавием «Возвещающий слова свои Яакову» или «Собрание изречений». Книга эта служит главным сводом воззрений второго хасидского главы.
«Магид из Межерича»
Магид из Межерича Эли Визель, "Рассыпанные искры"
Это заготовка статьи о раввине. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Дов-Бер из Межерича.