15-10-2023
|
|
Винсент Ван Гог | |
Едоки картофеля, 1885 | |
De Aardappeleters | |
Холст, масло. 82×114 см | |
Музей Винсента ван Гога, Амстердам |
«Едоки́ карто́феля» (нидерл. De Aardappeleters) — картина голландского художника Винсента Ван Гога, которую он написал в апреле 1885, в нидерландском городе Нюнене. Сейчас она размещена в Музее Ван Гога в Амстердаме. Это первая картина, созданная художником в так называемый «нюненский период», в который начала проявляться художественная манера художника.
В своём письме брату Тео художник писал об этой картине следующее:
В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду. |
Содержание |
Интересно, что картина ван Гога стала источником вдохновения, по крайней мере, двух авторов, издавших произведения под этим названием.
В романе Дмитрия Бавильского этюд к картине стал иллюстрацией переживаний и стремлений главных героев: «Особой репутацией пользовался зал без привычной уже, казалось бы, цифры. И хотя называли его „вангоговским кабинетом“, висела там только одна маленькая картиночка известного художника — подготовительный этюд к картине „Едоки картофеля“: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь … Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса, издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться, из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей, их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия»[1].
В повести писателя Николая Ивеншева творение ван Гога представлено в несколько зловещем свете: «На репродукции в сером воздухе витали, по-другому не скажешь, пасмурные люди. Человекозвери. Мужчины-уроды и женщины такого же переходного вида, зверюхи, но в чистых чепчиках, такие носила прислуга в русских дворянских усадьбах девятнадцатого века. Застолье в подвале при свете керосиновой лампы. Ублюдочная вечеря, ритуал»[2].
Стилистика «Едоков картофеля» (сродни афоризму К. Маркса «человек есть то, что он ест») нередко переосмысливается современными художниками. Так, на картине О. Целкова «Едоки арбуза» (1963 г.) люди изображены с красноватыми лицами и маленькими глазами в виде арбузных семечек.
Едоки картофеля.