Chefeat.ru

Здоровое питание

Иустин Философ

10-09-2023

Иустин Философ (икона конца XIX века)

Иусти́н Филосо́ф (Иусти́н Вели́кий, Иусти́н Ри́мский, Иусти́н Му́ченик, Юсти́н Му́ченик; ок. 100—165 г.) — раннехристианский мученик и апологет. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории.

Содержание

Биография

Родился ок. 100 г.[1] в городе Флавия Неаполис (лат. Flavia Neapolis), (ивр. Шхем; араб. Наблус) в Самарии. Его дед носил греческое имя Вакх, а его отец — латинское имя Приск[2], что дало повод предположить, что родители Иустина принадлежали к числу римских колонистов, восстанавливавших город после его разрушения во время Иудейской войны 70 г.[3] Его родители были язычниками, а сам Иустин указывает на свое языческое происхождение и называет себя «необрезанным»[4].

Иустин занимался философией сначала у стоического философа, но вскоре разочаровывается стоической школой ввиду того, что она, по его мнению, не считала познания о Боге необходимыми. Затем знакомится с перипатетиком, но ушел от него, после того, как тот потребовал плату за обучение. Иустин беседовал с неким знаменитым пифагорейцем, но не был допущен до обучения в этой школе ввиду отсутствия у Иустина познаний в области музыки, астрономии и геометрии. После этого он познакомился с платоником, с которым занимался философией долгое время[5]. Таким образом, на Иустина оказал значительное влияние платонизм промежуточного периода (Средний платонизм)[6]. Но наиболее важной в жизни Иустина оказалась встреча с пожилым человеком, вероятно, палестинским или сирийским христианином[7]. После диспута старец убеждает Иустина, что для познания Бога следует обращаться к ветхозаветным пророчествам более, чем к доводам разума[8]. Иустин описывает и другой повод, заставивший его принять христианство. Во Второй апологии он пишет, что в то время, когда он учился у платоника, то «слышал, как поносят христиан, но видя, как они безстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтоб они были преданы пороку и распутству»[9]. Иустин принимает крещение, вероятно, в промежуток между 132 и 137 г.[1] и занимается активной миссионерской деятельностью.

Иустин много путешествует, в частности, он посещает Александрию и Эфес. В правление Антонина Пия прибывает в Рим, где основывает собственную школу, среди учеников которой был Татиан[10]. Вступил в диспут с киником Кресцентом[11].

Уже во Второй апологии Иустин предполагает, что будет «повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом»[12]. Татиан также упоминает, что Кресцент преследовал его самого и Иустина[13], но он не говорит о том, чем это преследование закончилось, так как, вероятно, это сочинение было написано ещё до кончины Иустина. Евсевий тоже считает, что в смерти Иустина завязан Кресцент[14], но его источниками являются упомянутые выше два отрывка из сочинений Иустина и Татиана[15]. Этого же мнения придерживается и Иероним Стридонский[11]. Согласно «Мученическим актам», сохранившимся в сборнике Симеона Метафраста, римский префект Рустик[16] расспрашивал Иустина о его вере и христианском образе жизни, а также убеждал его вернуться к почитанию эллинских богов, на что получил отказ. Тогда «за отказ принести жертву богам и неповиновение приказу императора» Иустин вместе в шестью своими учениками (Харитон, Эвелпист, Иеракс, Пеон, Либериан) были биты кнутом, а затем обезглавлены[17]. Таким образом Иустин был казнен около 165 г.[15]

Сочинения

Согласно самому Иустину, он является автором трактата «против всех ересей»[18]. Ириней Лионский цитирует фрагмент из недошедшего до нас сочинения Иустина «Против Маркиона»[19]. Евсевий Кесарийский упоминает обе эти работы[20], но сам похоже не читал их. Также у него представлен известный ему список работ Иустина: «речь, обращенная к Антонину, именуемому Благочестивым, к его детям и к римскому сенату»; апология «к Антонину Веру» (к Марку Аврелию); «К эллинам»; ещё одно сочинение к эллинам, называющееся «Обличение»; «О Божественном единодержавии»; «Лирник»; сочинение о природе души; «Диалог с Трифоном иудеем»; «Против Маркиона»; в конце добавляет, что «существует много и других его трудов у многих братьев»[21]. Более поздние авторы ничего не прибавляли к этому списку.

Первая апология

Из сохранившихся работ «Первая апология» — наиболее ранний труд Иустина. Атрибуция этой работы не вызывает сомнений, а датировка, по разным оценкам, варьируется от 149[22] до 155 года[23]. Главный адресат апологии — император Антонин Пий, известный как честный и склонный к философии человек. Иустин ставит своей задачей защитить христиан от обвинений, связанных с непочитанием эллинских богов[24], что рассматривалось как безбожие и считалось уголовно наказуемым преступлением[25]; от обвинений в политическом перевороте[26]; в бытовых преступлениях[27], безнравственности[28] и даже в подкидывании новорожденных младенцев[29]. Во второй части сочинения Иустин излагает христианское вероучение: описывает ветхозаветные пророчества, которые, по его мнению, сбылись[30],и которые сбудутся[31], а также приводит схожие элементы иудео-христианской и эллинской религий, обосновывая это сходство заимствованием греками этих элементов из Библии[32]. Иустин завершает текст прошением о прекращении преследования и приложением нескольких правительственных писем, свидетельствующих о благонадежности христиан.

Вторая апология

Вторая апология состоит из 15 глав и дополняет Первую. Ряд ученых предполагает, что изначально обе апологии представляли собой единое произведение[6], но свидетельство Евсевия Кесарийского говорит против такого утверждения[1]. Время написания точно определить невозможно, но, вероятно, она была написана в скором времени после написания Первой, то есть около 155 года[33].

Поводом для написания этого письма к римскому сенату стал следующий инцидент. В Риме ведущая распутную жизнь женщина приняла христианство. Её муж не отказался вместе с ней от прежнего образа жизни, и женщина подала разводное письмо. В отместку, муж через своего друга сотника убедил префекта Урбика заключить в тюрьму наставника своей жены — некоего Птоломея за то, что он был христианином. Когда Птоломея было приказано казнить, другой христианин по имени Лукий указал Урбику, что он осуждает ни в чём не повинного человека. Тогда Урбик, узнав, что Лукий тоже христианин, приказывает казнить его вместе с Птоломеем[34].

Иустин излагает сенату христианское учение, чтобы тот обнародовал его и избавил христиан от ложных обвинений. В частности, Иустин затрагивает тему самоубийства и дачи ложного показания[35], теодицеи[36], эсхатологии[37], гонений и смерти[38]. Как и в Первой апологии, Иустин на протяжении всего повествования проводит параллели с греческой литературой и философией.

Диалог с иудеем Трифоном

Ещё одно сочинение, не вызывающее сомнений в авторстве[6], — это «Диалог с Трифоном иудеем». Вероятнее всего, диалог записан около 160 года[39]. В отличие от Апологии Иустин отступает от монолога и выбирает жанр диалога. Его оппонентом является эллинизированный иудей по имени Трифон. Некоторые ученые считают, что в действительности диалога не было, и Трифон — лишь литературный герой Иустина. В частности, сомнение вызывает способность Иустина столь подробно передать детали диалога спустя 30 лет (либо спустя 20 лет[40])[41]. Согласно другой точке зрения, дебаты могли иметь место в истории ок. 132 г., и к 160 г. Иустин тщательно собрал все аргументы, которые в полемике накопила его Церковь[6]. Относительно целевой аудитории сочинения единогласного мнения тоже нет. Среди ученых XIX в. было распространено традиционное мнение, что ей являются евреи. Но в XX веке ряд ученых стал придерживаться мнения, что целевая аудитория Диалога — греки[42]. Вероятный адресат сочинения — некий Марк Помпей, упомянутый в 141 главе[43].

Композиционно сочинение можно поделить на три части:

  • В первой части (гл. 11 — 31) рассматривается вопрос о роли Моисеева Закона.
  • Во второй части (гл. 32 — 110) идет речь о значении и природе Иисуса Христа .
  • В третей части (гл. 111 −142) Иустин дискутирует о спасении язычников.

Спорные, подложные и утраченные сочинения

Сохранились многие другие сочинения, приписываемые Иустину, атрибуция которых подвергается серьёзной критике. Среди них: «Увещательное слово к эллинам»[44], «Речь к эллинам»[45], «О единовластительстве» («О монархии»)[46], «О воскресении»[47], «Послание к Диогнету»[48].

Сохранилось несколько сочинений, однозначно не принадлежащих Иустину: «Вопросы христиан к язычникам»[49], «Вопросы язычников к христианам»[50], «Вопросы и ответы к православным»[51], «Опровержение некоторых аристотелевских мнений»[52], «Изложение правого исповедания»[53], «Послание к Зене и Серену»[54].

Ряд сочинений утерян: «Синтагма против всех ересей», «Против Маркиона», «К эллинам», «Обличение», «Лирник», «О Божественном единодержавии».

Значение

Творения Иустина чрезвычайно важны для раскрытия учения церкви середины II в., особенно по вопросу о применении к христианскому мировоззрению филоновского учения о Слове. Они содержат единственное в своём роде описание принятых у ранних христиан обрядов крещения и евхаристии. Иустину были известны все синоптические евангелия; одним из первых он цитирует «Деяния апостолов».

Литература

Издания:

  • Justini Philosophi & Martyris Apologiae Duae et Dialogus cum Tryphone Judaeo / ed. Styani Thirlbii — Impensis R. Sare, 1722.
  • Maran, P., Paris, 1742 (Издание Бенедиктинцев, перизданное в патрологии Миня)
  • Otto, J. C., Jena, 1842 (3d ed., 1876—1881).
  • Patrologia Graeca, Vol. VI. — Paris, 1857.
  • Krüger, G., Leipzig, 1896 (3d ed., Tübingen, 1915).
  • Goodspeed, E. J., Göttingen, 1914 (in Die ältesten Apologeten)[55].
  • Cohortatio Ad Graecos ; De Monarchia ; Oratio Ad Graecos / ed. Miroslav Marcovich — Walter de Gruyter, Inc., 1990. — Bd. 32 (Patristische Texte Und Studien).
  • Iustini Martyris Apologiae Pro Christianis / ed. Miroslav Marcovich — Walter de Gruyter, Inc, 1995. — Vol 38 (Patristische Texte Und Studien).
  • Iustini Martyris Dialogus Cum Tryphone / ed. Miroslav Marcovich — Walter de Gruyter, Inc., 1997. — Т. Bd 47 (Patristische Texte Und Studien).
  • Index Apologeticus: Iustini Martyris Operum: Aliorumuque Apologetarum Pristinorum / ed. Edgar J. Goodspeed — Wipf & Stock Publishers, 2003.

Русские переводы:

  • Христомафиа, или Выбранные места из св. мученика и философа Иустина… — М., 1783. — 147 с. (включает две апологии)
  • Послание к Диогнету… — СПб., 1783.
  • Святого мученика Иустина философа Разговор с Трифоном Иудеанином о истине христианского закона. / Пер. Иринея (Климентьевского). — СПб., 1797. — 176 с.
  • Св. Иустин, философ и мученик. Творения. / Пер. П. Преображенского. — М., 1864. — 380, 182 с.
    • переизд.:
      • Отдел 1. Первая апология. Вторая апология. Разговор с Трифоном. — М., 1892.
      • Отдел 2. Послание к Диогнету. Речь к эллинам. Увещание к эллинам. О единовластительстве. Отрывок о воскресении. — М., 1891.
    • переизд.: Пред. А. И. Сидорова. (Серия «Библиотека отцов и учителей Церкви». I). — М., Благовест, 1995. — 496 с.

Исследования:

  • Св. Иустин философ и мученик // А. И. Сидоров. Курс патрологии.
  • Святой Мученик Иустин Философ // К. Э. Керн. Патрология. Т.1. Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. — М.-Париж, 1996
  • Гусев Д. В. Св. Иустин Мученик и Философ. — Казань, 1898
  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). — М.: Мысль, 1979. — С. 57-62.
  • Barnard L. W. Justin Martyr: His Life and Thought. — Cambridge, 1967. — P. 1-13
  • Saint Justin. Apologie / Introduction, texte critique, traduction et index par A. Wertelle. — Paris, 1987. — P. 15-16
  • K. Semisch. Justin der Martyrer.  — 2 vols., Breslau, 1840-42; Eng. transl.  — Edinburgh, 1844.
  • K. Semisch. Die apostolischen Denkwürdigkeiten des Martyrers Justinus. — Hamburg, 1848.
  • J. C. T. von Otto. De Justini martyris scriptis et doctrina commentatio. — Jena, 1841.
  • A. Hilgenfeld. Kritische Untersuchungen über die Evangelien Justin’s, der clementinischen Homilien und Marcion’s. — Halle, 1850.
  • J. Kaye. Some Account of the Life and Writings of Justin Martyr. — Cambridge, 1853.
  • G. Volkmar. Ueber Justin den Märtyrer und sein Verhdltniss zu unsern Evangelien. — Zurich, 1853.
  • C. G. Seibert. Justinue der Vertheidiger des Chriatenthums war dem Thron der Caesaren. — Elberfeld, 1859.
  • C. E. Freppel. Les apologistes chrétiens au lle siècle. — Paris, 1860.
  • E.W. Möller. Geschichte der Kosmologie in der griechischen Kirche bis auf Origenes. — Halle, 1860. — pp. 112—188.
  • D. H. de Puiseau. De Chris tolopie van Justin Martyr. — Leyden, 1864.
  • J. Donaldson. A critical history of Christian literature and doctrine from the death of thé Apostles to the Nicene conncil. — London, 1866. — pp. 62-344.
  • B. Aubé. Saint Justin : philosophe et martyr : étude critique sur l’apologétique chrétienne au IIe si`ecle. — Paris, 1875.
  • J. Drummond. Study in Theological Review, xii (1875), 471 sqq., xiv (1877), 155 sqq., xvi (1879), 360 eqq.
  • W. R. Cassel. Supernatural Religion, i . 283—428, ii. 271—316, iii. 15-17 — London, 1875.
  • B. F. Westcott. A general survey of the history of the canon of the New Testament. — 1875. — pp. 59-177.
  • M. von Engelhard. Das Christentum Justins des Märtyrers. Eine Untersuchung über die Anfänge der katholischen Glaubenslehre. — Deichert, Erlangen 1878.
  • A. Stählin. Justin der Märtyrer und sein neuester Beurtheiler. — Leipsic, 1880.
  • T. Zahn in Zeitschrift für Kirchengeschichte — Vol. viii (1885), 1884.
  • F. W. Farrar. Lives of the Fathers, i. 93-117. — New York, 1889.
  • G. T. Purves. The Testimony of Justin Martyr to Early Christianity. — ib. 1889.
  • Mrs. M. E. Martin. Life of Justin Martyr. — London, 1890.
  • W. Smith. Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology. — ii. 682 687, ib. 1890.
  • C. Clemen. Die religions-philosophische Bedeutung des stoisch- christlichen Eudàmonismus in Justins Apologie. — Leipsic, 1891.
  • L. Waterman. The Post-Apostolic Age, pp. 141—156 et passim, New York, 1898.
  • J. Riviere, S. Justin et les Apologistes du Il' Siecle. — Paris, 1907.
  • A. L. Feder. Justins des Märtyrers Lehre von Jesus Christus. — Freiburg, 1908.
  • W. Walker. Great Men of the Christian Church. — Chicago, 1908.
  • Krilger. History of Early Christian Literature — New York, 1897. — pp. 105—117.
  • W. Smith and H. Wace. Dictionary of Christian Biography — Boston, 1877-87 — Vol III, pp. 560—587.
  • Arthur J. Bellinzoni, Jr. The Source of the Agraphon in Justin Martyr’s Dialogue with Trypho 47: 5 // Vigiliae Christianae — Vol. 17, No. 2 (Jun., 1963), pp. 65-70.

Примечания

  1. ↑ Св. Иустин философ и мученик // А. И. Сидоров. Курс патрологии.
  2. Иустин Философ. Первая апология, 1.
  3. Reinhold Plummer. Early Christian authors on Samaritans and Samaritanism. — Mohr Siebeck, 2002. — p.14.
  4. Иустин Философ. Диалог с Трифоном, 28, 41.
  5. Иустин Философ. Диалог с Трифоном, 2.
  6. ↑ Justin Martyr. — Cambridge University Press, 1967.
  7. Oskar Skarsaune. The proof from prophecy: a study in Justin Martyr’s proof-text tradition: text-type, provenance, theological profile, Brill, 1987 p.246.
  8. Иустин Философ. Диалог с Трифоном, 3; 7.
  9. Иустин Философ. Вторая апология, 12.
  10. Marian Hillar. From Logos to Trinity: The Evolution of Religious Beliefs from Pythagoras to Tertullian. — Cambridge University Press, 2012. — p. 139.
  11. 1 2 Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 23
  12. Иустин Философ. Вторая апология, 3.
  13. Слово к эллинам, 19
  14. Евсевий Кесарийский. Церковная история, IV.16.7-8.
  15. ↑ St. Justin Martyr // Catholic Encyclopedia.
  16. См. также Епифаний Кипрский. Панарион, XLVI.
  17. The Martyrdom of the Holy Martyrs Justin, Chariton, Charites, Pæon, and Liberianus, who Suffered at Rome // ANF — Vol. I. pp. 504—507.
  18. Иустин Философ. I апология, 26:8.
  19. Ириней Лионский. Против ересей,IV,6:2.
  20. Евсевий Кессарийский. Церковная история, IV.11.8-10.
  21. Евсевий Кессарийский. Церковная история, IV.18.
  22. Library of Fathers of the Holy Catholic Chrch / ed. — Oxford, 1861. — Vol. 40., pp. I — xxii.
  23. David Rokeah. Justin Martyr and the Jews — Leiden : Brill, 2002. p.2.
  24. Иустин Философ. I апология, 5 −6; 8-10; 13; 18-26.
  25. Юридические основания гонений на христиан // В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. — Т. 2, Москва, 1994.
  26. Иустин Философ. I апология, 11.
  27. Иустин Философ. I апология, 7; 12.
  28. Иустин Философ. I апология, 14-17.
  29. Иустин Философ. I апология, 27-29.
  30. Иустин Философ. I апология, 30 — 51.
  31. Иустин Философ. I апология, 52 — 53.
  32. Иустин Философ. I апология, 54 — 67.
  33. J. Tixeront. A Handbook of Patrology / engl. trans. by S. A. Raemers, — St. Louis, MO: Herder Book Co. — p.38.
  34. Иустин Философ. II апология, 1 — 2.
  35. Иустин Философ. II апология, 4.
  36. Иустин Философ. II апология, 5 — 7.
  37. Иустин Философ. II апология, 7 — 9.
  38. Иустин Философ. II апология, 10 — 13.
  39. F.L. Cross. The Early Christian Fathers — London, 1960. — p. 51
  40. Winden J. С. М., van. An Early Christian Philosopher: Justin Martyr’s Dialogue with Trypho Chapters One to Nine. — Leiden, 1971. — p. 127
  41. E.R. Goodenough. Theology of Justin Martyr. — Jena, Frommann, 1923. — pp. 90-3.
  42. T. Stylianopoulos. Justin Martyr and the Mosaic Law. — SBL Disserations 20; Missoula: Scholars Press, 1972. — pp. 10-20; 169—195.
  43. J. Nilson. To whom is Justin’s dialogue with Trypho Addressed // Theological Studies. — 1977. — № 38.
  44. Hortatory Address to the Greeks // Ante-Nicene Fathers, Vol. 1. Edited by Alexander Roberts, James Donaldson, and A. Cleveland Coxe. — Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1885. (англ. )
  45. Discourse to the Greeks // Ante-Nicene Fathers, Vol. 1. Edited by Alexander Roberts, James Donaldson, and A. Cleveland Coxe. — Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1885. (англ. )
  46. On the Sole Government of God // Ante-Nicene Fathers, Vol. 1. Edited by Alexander Roberts, James Donaldson, and A. Cleveland Coxe. — Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1885. (англ. )
  47. Fragments of the lost work of Justin On the Resurrection на www.earlychristianwritings.com (англ. )
  48. Послание к Диогнету // Иустин Философ и мученик. Творения. — М.: «Паломник», 1995. — С. 371—384.
  49. ΤOΥ AΓIOΥ IOΥΣΤIΝOΥ ΦIΛOΣOΦOΥ ΚAI ΜAΡΤΥΡOΣ EΡΩΤHΣEIΣ ΧΡIΣΤIAΝIΚAI ΠΡOΣ ΤOΥΣ EΛΛHΝAΣ на www.khazarzar.skeptik.net (др.-греч. ).
  50. ΤOΥ AΓIOΥ IOΥΣΤIΝOΥ ΦIΛOΣOΦOΥ ΚAI ΜAΡΤΥΡOΣ EΡΩΤHΣEIΣ EΛΛHΝIΚAI ΠΡOΣ ΤOΥΣ ΧΡIΣΤIAΝOΥΣ на www.http://agios.org.ua (др.-греч. )
  51. ΤOΥ AΓIOΥ IOΥΣΤIΝOΥ ΦIΛOΣOΦOΥ ΚAI ΜAΡΤΥΡOΣ AΠOΚΡIΣEIΣ ΠΡOΣ ΤOΥΣ OΡΘOΔOΞOΥΣ ΠEΡI ΤIΝΩΝ AΝAΓΚAIΩΝ ΖHΤHΜAΤΩΝ на www.khazarzar.skeptik.net (др.-греч. ).
  52. ΤOΥ AΓIOΥ IOΥΣΤIΝOΥ ΦIΛOΣOΦOΥ ΚAI ΜAΡΤΥΡOΣ AΝAΤΡOΠH ΔOΓΜAΤΩΝ ΤIΝΩΝ AΡIΣΤOΤEΛIΚΩΝ на www.khazarzar.skeptik.net (др.-греч. ).
  53. EΚΘEΣIΣ ΤHΣ OΡΘHΣ ΠIΣΤEΩΣ на www.khazarzar.skeptik.net (др.-греч. ).
  54. IOΥΣΤIΝOΣ ΖHΝAι ΚAI ΣEΡHΝΩ на www.khazarzar.skeptik.net (др.-греч. ).
  55. Early Christian Fathers

Ссылки

В Викитеке есть полный текст Жития св. Иустина Философа
  • Св. Иустин Философ (Святой Иустин Мученик), о нём и его творениях
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Иустин Философ.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13