Chefeat.ru

Здоровое питание

Кандидат богословия

22-10-2023

Кандидат богословия — богословская учёная степень. В России присваивается учёными советами духовных академий.

В настоящее время присвоение учёной степени «кандидат богословия» не имеет юридической силы на территории Российской Федерации, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» («в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней») такая степень должна присваиваться Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации[1]. Решения диссертационных советов духовных академий, созданных в обход данного Постановления Правительства РФ и «Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2007 г. N 2), также не имеют юридической силы на территории Российской Федерации[2].

Содержание

История

До революции

До 1814 года отсутствовала единая система аттестации в академиях Русской православной церкви — учёные степени присуждались каждой академией в соответствии со своим уставом. В 1814 году с открытием Московской духовной академии были согласованы уставы всех духовных академий в части присвоения ученых степеней. В результате по единым правилам стали присуждаться ученые степени «кандидат богословия», «магистр богословия» и «доктор богословия». Степени кандидата и магистра богословия присваивались выпускникам академий по результатам учебы и полученным знаниям. Степень доктора богословия присуждалась по результатам защиты диссертации.

В 1819 году вступило в действие обязательное для всех университетов России «Положение об ученых степенях», определившее единый процедурный регламент присуждения ученых степеней и перечень наук, по которым может проводиться присуждение ученых степеней — богословские, юридические, медицинские и философские науки.

В 1869 году с принятием нового устава духовных академий порядок присвоения степеней был изменён. Степень кандидата богословия стала присваиваться студентам, окончившим три, магистерская — четыре курса обучения. С 1884 года наиболее успешно окончившим духовные академии выпускникам присваивались степени, остальным — звания «действительный студент». С 1884 года по результатам защиты диссертаций присуждались степени: «доктор богословия», «доктор церковной истории» и «доктор канонического права».

В период СССР

В 1946 году в СССР, после долгих согласований с властями, были вновь открыты две первые Духовные академии: Московская духовная академия и Ленинградская духовная академия.

В январе 1947 года в Московской духовной академии была организована Аттестационная комиссия из преподавателей, имевших богословские учёные степени, полученные в духовных академиях ещё до октябрьской революции. Председателем аттестационной комиссии был выбран митрополит Николай (Ярушевич), имевший тогда степень магистра богословия, полученную в 1917 году за защиту магистерской диссертации на тему: «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексей Михайловича 1649 г.». Аттестационная комиссия в первую очередь утвердила в учёных званиях 13 наставников и преподавателей Академии[3]. Таким образом была соблюдена преемственность с дореволюционной духовной школой.

Тогда же для выпускников духовных академий были утверждены правила присуждения 3 учёных степеней: «кандидат богословия», «магистр богословия» и «доктор богословия». Эти правила мало чем отличались от правил, существовавших в дореволюционных духовных академиях. Соискатели на богословские учёные степени обязаны были написать и защитить соответствующую диссертацию. Одним из главных требований к научной диссертации является внесение нового вклада в православное богословие.

Как правило, к написанию кандидатской диссертации допускались лучшие студенты духовных академий, успешно окончившие курс семинарии и имеющие отличные оценки по предметам, изучаемым в духовной академии. Объём диссертации на соискание степени «кандидата богословия» должен был составить около 250—300 страниц. Объём диссертации на соискание степени «магистра богословия» должен был составить уже не менее 500 страниц, но в библиотеках духовных академий можно встретить магистерские диссертации объёмом около 900 страниц.

Учёная степень «доктора богословия» присваивалась крайне редко и исключительно за выдающийся вклад в православное богословие[4]. Докторская диссертация обычно писалась преподавателями духовных академий в течение многих лет (вплоть до десятилетия) и могла составлять несколько объёмных томов. Защитив докторскую диссертацию, преподаватель духовной академии мог рассчитывать получить должность профессора.

В настоящее время

В современной России по инициативе патриарха Кирилла происходит реформирование православного духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского православного духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — повышение уровня и качества православного духовного образования в России[5].

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ предполагается трёхуровневым[6]:

В 2010 году формирование трёхуровневого духовного образования, в соответствии с Болонским процессом, практически завершено пока только в двух высших учебных заведениях РПЦ — в Ужгородской богословской академии им. свв. Кирилла и Мефодия[7] (город Ужгород (Закарпатская область, Украина) — расположен на границе со Словакией, практически в Центральной Европе) и Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете[8] в Москве.

Богословские учёные степени, и в том числе степень кандидата богословия, сегодня присваиваются Учёным советом, отдельно существующим в каждой духовной академии[9], после успешной защиты соответствующей диссертации. Сегодня при защите кандидатской диссертации в одной из духовных академий имеется практика обязательного получения отзыва от стороннего оппонента из другой духовной академии. В дальнейшем предполагается создание системы, при которой студент аспирантуры, пишущий свою кандидатскую диссертацию в одной из духовных академий, будет защищать свой научный труд не в своей альма-матер, а в другой духовной академии или гуманитарном университете.

В поддержку признания в России на государственном уровне теологических дипломов, кандидатских и докторских диссертаций в декабре 2010 года выступил ряд профессоров известных немецких университетов.[10]

Примечания

  1. Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» — см. «Положение о порядке присуждения ученых степеней» п.2. Решением Верховного Суда РФ от 20 августа 2010 г. N ГКПИ10-600 пункт 2 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству
  2. «Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций»
  3. Официальный сайт Московской православной духовной академии: История МДА.
  4. Круглый стол «Светское и религиозное образование в современной России» 21 ноября 2005 года, Дом журналиста, г. Москва // «Новая политика», 28.11.2005
  5. «Опубликована презентация „Трансформация системы духовного образования“».
  6. «Духовное образование на пороге перемен» // Патриархия.Ру.
  7. «Ужгородская украинская богословская академия имени святых Кирилла и Мефодия».
  8. «В Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете свыше четырехсот учащихся получили документы о высшем образовании».
  9. «Состоялось вручение диплома Honoris Causa».
  10. Профессора Германии просят Россию признать теологию на госуровне // Православие и мир, 16 декабря 2010.

Ссылки

  • Церковные учёные степени
  • Шаршунов В. А., Гулько Н. В. 1.3. Аттестация ученых и педагогов в дореволюционной России

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».


Кандидат богословия.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13