14-10-2023
Менахем Нахум Тверский (1730—1798) — хасидский цадик, ученик Бешта, основатель чернобыльской династии. Рано осиротел и воспитывался у своего дяди. Изучал Тору в Литве. По легенде Бешт испытывал к Менахему Нахуму смешанные чувства: он признавал в нем святого, но считал его вором, поскольку тот пытается украсть своими добрыми делами будущий мир. Менахем Нахум был первым, кто проповедовал учение хасидизма в Чернобыле. Призывал к добрым делам и жил скромно. Написал книги «Мэор Эйнаим» (Светоч глаз) и «Исмах Лэйв» (Да возвеселится сердце).
При его сыне, рабби Мордехае из Чернобыля, авторе книги «Ликутэй-Тора», сложился двор, который посещали сотни и тысячи приверженцев из различных городов и местечек Украины и Польши. Учеником и другом рабби Менахема был знаменитый ребе-ясновидец из села Виледники — р. Исроэль Дов-Бер, автор книги «Шеэрис-Исроэль». Династия Тверских оставила Чернобыль во время гражданской войны в 1920 г., когда цадик Шломо Бен-Цион вместе с семьей покинул местечко.
Главное значение мицвот состоит в том, что их дал Сам Бог. Поэтому они — единственные средства, через которые мы можем приблизиться к Творцу; и по этой причине мы получаем духовную пищу, выполняя их. Если мы соблюдаем мицвот с намерением достигнуть близости к Богу, наши мицвот имеют жизнь и душу. Иначе, они — пустые тела ритуалов, лишённые духа («Me’ор эйнаим»). Рабби Наум говорит о единении души с её истоком: «Она приходит к божественному единству, как часть присоединяется к целому, которое есть Эйн-соф. И вслед за тем свет святости Эйн-софа сияет в человеке, когда часть сливается со своим истоком». (Idel M. Kabbalah, p.66). Книга «Me’ор эйнаим» получила широкое распространение как одна из главных работ по хасидской идеологии.
Это заготовка статьи об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Менахем Нахум Тверский.