Chefeat.ru

Здоровое питание

Молитвенный коврик

22-10-2023

Молитвенный коврик, саджада (араб. سجادة‎‎ — саджжа́дат, мусалла, бисат, хасир, хумра, перс. جانماز‎ — джай-намаз, тат. намазлык) — коврик для намаза, на котором чаще всего изображена ниша с остриём свода, обращеного в сторону киблы.

Содержание

Использование

Молитвенный коврик
с компасом

Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» (мечеть). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защита молящегося от грязи (наджисы). Некоторые мусульмане придают саджаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира[1]. Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным, а её чрезмерное использование (например в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами[2].

В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди посещая дом христианина предпочитали садится на саджады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката (суфийского братства) его руководителям.

Размеры и материалы

Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны (суджуд). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.

В качестве саджады могут быть использованы шкуры чистых животных (овца, корова и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесенных на ней типографских знаков (обои) и т.п..

История

Термина саджада нет в Коране, однако в канонических сборниках хадисов сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли[3]. Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков не существовала в ранее время истории ислама и появилась примерно в X—XI вв..

Термины

  • Фарраш — слуга, расстилающий молитвенный коврик.

В суфизме существует ряд мистических интерпретаций связанных с термином саджада.

  • Саджада — синоним тариката и цепочки преемственности (силсила).
  • Сахиб ас-саджада, шейх ас-саджада или саджада-нишин (восседающий на молитвенном коврике) — руководитель тариката.
  • Саджадат аль-иршад — место и право мистического наставничества.

Стихи

Рубаи Омара Хайяма
Я в мечеть не за праведным словом пришёл,
Не стремясь приобщиться к основам пришёл,
В прошлый раз утащил я молитвенный коврик,
Он истёрся до дыр – я за новым пришёл[4].
Сердца, воспрянь? Мы по струнам рукой проведем,
Доброе имя уроним с утра за вином.
Коврик молитвенный в доме питейном заложим,
Склянку позора и чести, смеясь, разобьем[5].

Искусство

Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов[6].

Галерея

Турецкие намазлыки

Примечания

  1. Пять столпов ислама // Кругосвет
  2. Ибн Таймия. «Маджмуу ль-фатава» — (22/16,177).
  3. Аль-Бухари. хадис № 379 // сб. хадисов «Сахих»; Муслим. хадис № 513 // сб. хадисов «Сахих»
  4. Рубаи.
  5. Рубаи Рубайят
  6. Функции молитвенного ковра в культуре ислама. сб. ГИТИС «Искусство и религия», Москва 1998. — С.260-272

Литература

  • Ислам: Энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991. — С.202—203
  • A. J. Wensinck. Sadjdjada // The Encyclopaedia of Islam. 1—4. Ley de-London, (1908), 1913—1934. — (4/43—49)
  • Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982. — (96, 114. 259)
  • M. S. Dimand. A Handbook of Muhammadan art. N.Y., 1947. — (313—318)

Молитвенный коврик.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13