Chefeat.ru

Здоровое питание

Павел (Леднев)

28-08-2023

Архимандрит Павел
Имя при рождении:

Петр Иванович Леднев

Род деятельности:

настоятель Никольского единоверческого монастыря, миссионер, писатель

Дата рождения:

16 января 1821(1821-01-16)

Место рождения:

Сызрань

Гражданство:

Российская империя

Дата смерти:

27 апреля 1895(1895-04-27) (74 года)

Место смерти:

Москва

Архимандрит Павел (также известен как Павел Прусский, в миру — Пётр Иванович Леднев; 16 января 1821(18210116), Сызрань — 27 апреля 1895, Москва) — настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве, известный миссионер, а также плодотворный писатель сильно опровергавший старообрядческий раскол.

Содержание

Биография

Петр Иванович Леднев родился 16 января 1821 года в городе Сызрани в старообрядческой семье и сам в первую половину жизни принадлежал к расколу (по Федосеевскому толку), занимая в нем весьма видное положение как хороший начетчик.

Деятельность в старообрядчесве

Строгие меры императора Николая I против старообрядчества заставили руководителей Преображенского кладбища в Москве подумать о создании нового центра где-либо в более безопасном месте. И в начале 1848 года на средства кладбища Петр (еще до принятия иночества) был отправлен в Пруссию (отсюда его прозвание «Прусский») и там устроил в Гумбиненской области недалеко от города Гумбиннен в Восточной Пруссии (ныне город Гусев в Калининградской области России), где жило человек до тысячи русских, старообрядческий Войновский монастырь в пос. Экертсдорфе (быв. Восточная Пруссия, ныне пос. Войново на Мазурских озерах, на северо-востоке Польши). Вскоре после этого Петром было осуществлено давнее желание — принять монашество, для этого он поехал в Черниговские слободы, в Злынский беспоповщинский монастырь, где и был пострижен в иноки с именем Павел.

В 1851, вследствие раздоров в своем монастыре, он удалился на время в Климоуцы (близ Белой Криницы), где познакомился и стал одним из оппонентов Павла Белокриницкого, а также основал немногочисленную поморскую (беспоповскую) общину, но в 1852 возвратился в свой монастырь, которым и управлял 15 лет (до 1867), стоя во главе федосеевщины и пользуясь громкой известностью во всей России в качестве вождя старообрядчества.

Во главе с иноком Павлом Прусским Войновский монастырь пережил свой расцвет. В 1847—1867 Свято-Троицкий монастырь — важный центр духовной жизни федосеевцев Восточной Пруссии, имевший большое влияние и среди федосеевцев западных губерний Российской империи. Павел Прусский увеличил монастырь, построив несколько новых зданий, основал библиотеку; иноки в монастыре воспитывали и обучали церковной грамоте детей, нередко присланных из России. Кроме того, он основал женский монастырь в Пупах (ныне Спыхово, Польша) близ Войново. По его инициативе возникло немало молелен в России, где настоятелями были бывшие ученики Войновского монастыря.

Около 1856 года изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новоженов на исповедь и общее моление, почему и был вызван в 1858 году на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом. А в 1861 году установил в монастыре моление за возвращение священства. Войновский монастырь стал центром оживленной религиозной полемики. Поэтому в 1859 мазурские старообрядцы разделились на две части: одни — во главе с Павлом Прусским, примкнувшим к брачным поморцам (новоженам), и другие — под руководством Алексея Михеева, твердо отстаивавшего федосеевские взгляды на безбрачие. Многократные попытки игумена Павла привлечь на свою сторону А. Михеева и признать бессвященнословные браки не увенчались успехом.

В 1868 году основал в Иоханнесбурге (ныне гор. Пиш в Польше) типографию, в чьей обильной продукции преобладала литература в защиту бессвященнословного брака. Издавал религиозно-полемическую литературу и позже способствовал появлению особых «листков» (непериодического издания) «Истины» (в 1863—1866 годах — редактор-издатель Константин Голубов).

Деятельность после присоединения к РПЦ

Перейдя вместе с пятнадцатью монахами своего монастыря в единоверие, в 1867 году Павел Прусский был вынужден покинуть Войновский монастырь. Вскоре уехал в Москву и сумел сблизиться и завоевать доверие Московского митрополита Филарета (Дроздова), оценившего его познания вероучения старообрядцев, их методов апологетики и тонкостей аргументации и увидевшего в Павле способного миссионера. Но в ноябре 1867 года митр. Филарет (Дроздов) скончался.

25 февраля 1868 года, в воскресенье второй недели Великого поста, было совершено торжественное присоединен Павла Прусского к Православной Церкви епископом Леонидом (Краснопевковым), викарием Московской епархии. После этого он поселился в Никольском единоверческом монастыре в Москве. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия.

15 декабря 1868 года рукоположен в священный сан и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, а через некоторое время был возведен в чин игумена.

С 1880 года возведен в сан архимандрита.

Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самым известных миссионеров Русской Церкви. Маршрут передвижения миссионера характеризует его последовательность и трудоспособность: Перелазы — Петербург — Вильна — Петербург — Динабург — Новоалександровск — Каролишки — Вилькомир — Яново — Рымки — Ковна — Вильна — Динабург — Рубелишки — Данышевка — Режица — Псков — Петербург — Москва — Рубелишки — Новоалександровск — Вильна — Ковна — Страшуны — Свенцяны — Апидомы — Данышевка — Витебск — Динабург — Рубенишки — Василёво — Динабург — Режица — Динабург — Вильна — Климуцы (Буковина) — Варшава — Черновцы — Сучава — Драгомирна — Климуцы — Черновцы — Львов — Варшава — Вильна — Псков — Петербург — Москва[1].

Приведенный перечень общин, где в 1869—1871 годах сеял и взращивал семена истинной веры отец Павел Прусский свидетельствует о ревности с которой он взялся проповедовать в среде старообрядцев, желая их соединения с Матерью-Церковью.

Находясь в зените славы, он вспомнил об оставленных им в Климоуцах (близ Белой Криницы) поморцах и явился, чтобы просветить их единоверием. Ему с трудом удалось убедить малое число бывших своих последователей подчиниться синодальной власти — так был основан единственный единоверческий приход за границей.

Как относился отец Павел к единоверию, насколько глубоко понимал его сущность (в особенности по сравнению со своими современниками) и как горячо желал сохранить его в надлежащей чистоте, видно из следующего случая: В январе 1885 года, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев выдвинул предложение оказать честь архимандриту Павлу возведением его в епископский сан[2], о чём сообщил в письме отцу Павлу его друг — профессор Николай Субботин.

И отец Павел отвечал проф. Н. И. Субботину: «Присланное вами письмо К. П. прочитал и силу его уразумел, и по поводу его честь имею ответствовать вам. Я чувствительно благодарю К. П. и Киевского владыку[3] и всех членов святейшего Синода за внимание ко мне, убогому человеку; но вот мое мнение по этому предмету:

  • Во-первых, силы мои стали слишком слабы, чтобы мне быть викарием коей-либо епархии. Если бы отец Филарет не нес мои тяготы, то я еще в прошлом году был бы должен отказаться и от управления монастырем: коль паче не могу исполнять обязанности викария.
  • Второе, занимаясь по силе моей своим делом, я нахожу себя несколько полезным Святой Церкви; а принявши обязанности викария, едва ли уже смогу принести какую пользу; да и обязанностям викария, кажется, уже поздно мне учиться.
А принять сан епископа, оставаясь в том же Никольском единоверческом монастыре, опасаюсь, чтобы не проложить дорогу для единоверцев стужать правительству об учреждении единоверческих архиереев и тем не подать повода к разделению иерархической власти, что я не нахожу полезным и даже считаю вредным. Об этой опасности вы сами знаете не хуже меня. А потому быть первым единоверческим архиереем я не имею желания, особенно, когда это делается, чтобы почтить меня. По всем вышеизложенным причинам я нахожу, что едва ли будет какая польза для Церкви, если я приму епископский сан. А посему покорнейше вас прошу сообщить К. П., чтобы уволили меня от столь великого сана, как человека немощного; а за внимание ко мне, убогому человеку, прошу вас его поблагодарить»[4].

Скончался архимандрит Павел 27 апреля 1895 года, в четверг 4-ой седмицы по Пасхе. Накануне отпевания Божественную литургию, у гроба почившего, совершал преосвященный Тихон (Никаноров), епископ Можайский, викарий Московской епархии. Отпевание возглавил сам высокопреосвященный Сергий (Ляпидевский), митрополит Московский. Похоронили незабвенного старца, в понедельник — 1-го мая, напротив алтаря Никольского придела, главной церкви Никольского единоверческого монастыре.

О литературной деятельности

Кроме устной проповеди о. Павел снискал заслуженную славу как писатель. Его трудам давали такую характеристику: «даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола»[5].

Большая часть его сочинений печаталось в регулярно издававшихся журналах «Братское Слово» и «Душеполезное Чтение», и др., а также выходило отдельными изданиями, сделанными отчасти Святейшим Синодом. Особенно ценятся его подробные опровержения «Поморских ответов» Андрея Денисова и «Вопросов Никодима»; «Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора»; «Беседа с поморцем о Пирре»; «Размышления при чтении апокалипсиса, изложенные в ответах на вопросы собеседника» и другие. Он оставил обширное публицистическое и научное наследие, которое помещается примерно в шести объемных томах. Большая часть его статей и книг помещена в четырехтомном посмертном собрании сочинений, изданном в 1897—1899 годах.

Главные сочинения

  1. Павел (Леднев), архиман. Краткое описание путешествия во св. град Иерусалим и прочие св. места. -М.: Братство св. Петра митр., 1884. −111 с.
  2. Павел (Леднев), архиман. Краткие известия о существующих в расколе сектах об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями, архимандрита Павла. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1885. −88 с.
  3. Павел (Леднев), архиман. Замечания на книгу, известную под именем «Вопросов Никодима». -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1887. −187 с.
  4. Павел (Леднев), архиман. Замечания на книгу поморских ответов: С прил. замечаний на 21-й ответ в книге «Щит веры». -М.: Братство св. Петра митр., 1891. −518 с.
  5. Павел (Леднев), архиман. Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным: [С прил. разговора о том, погрешают или не погрешают именуемые старообрядцы в догмах веры]. -М.: Синод. тип., 1894. −191 с.
  6. Павел (Леднев), архиман. Размышления при чтении апокалипсиса, изложенные в ответах на вопросы собеседника. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1894. −234 с.
  7. Павел (Леднев), архиман. Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Ч.1-2. −4-е изд., -М.: Синодальная тип., 1883.
  8. Павел (Леднев), архиман. Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Ч.3. −4-е изд., -М.: Синодальная тип., 1888. −519 с.
  9. Павел (Леднев), архиман. Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Т.1. −1-е посмерт. изд., -М.: Братство св. Петра митр., 1897. −631 с.
  10. Павел (Леднев), архиман. Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Т.2. −1-е посмерт. изд., -М.: Братство св. Петра митр., 1897. −576 с.
  11. Павел (Леднев), архиман. Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Т.4. −1-е посмерт. изд., -М.: Братство св. Петра митр., 1899. −605 с.

Примечания

  1. Топонимы приводятся здесь по сочинениям архимандрита Павла (Леднева).
  2. «К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н. И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства. (1865—1904)». -М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Собко, 1914.
  3. Высокопреосвященный Платон (Городецкий) — в 1885 году Киевский митрополит.
  4. Субботин Н. И. Еще 15 лет служения Церкви борьбою с расколом. -М.: 1904, вып. I, стр. 337—338.
  5. «Литературная энциклопедия»: В 11 т. -М., 1929—1939. Т. 1. -М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. Стр. 24—25.

Литература

  1. Беренский Н. Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. -Киев: Журн. «Миссионерское обозрение», 1899. −177 с.
  2. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. Aidаi (Вильнюс), 2005.
  3. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. -М.: 1996. Стр. 212—213.
  4. Головкова Д. С. «К вопросу об авторстве портрета архимандрита Павла Прусского из Государственного исторического музея» // «Искусство Христианского Мира». Сборник статей. Выпуск 6. -М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. 2002. −392 с.
  5. Григорий (Борисоглебский), архиман. Отец архимандрит Павел Прусский и значение его сочинений для полемики с расколом. // -М.: Журнал «Странник», 1892.
  6. Зыкунов Б. В., диак. Архимандрит Павел (Леднев) Прусский — незаслуженно забытый миссионер // Журнал «Благодатный Огонь», № 20. Июнь 2010.
  7. Ивановский Н. И., проф. Памяти отца архимандрита Павла, настоятеля Московского единоверческого монастыря. -Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1895. −16 с.
  8. «Архимандрит Павел (Прусский): Некролог». -М.: Унив. тип., 1895. −20 с.
  9. Колосов Н. А., свящ. Статья Н.Колосова в журналах «Братское Слово» и «Душеполезное Чтение» за 1895 год.
  10. Прокопий, иером. Иеромонаха Прокопия воспоминание о переходе о. Павла из раскола в православие и о своем присоединении к церкви. -М.: Братство св. Петра митр., 1886. −39 с.
  11. Смирнов П. С., доц. История русского раскола старообрядчества. -СПб., 1895.
  12. Смолич И. К. История Русской Церкви 1700—1917. Часть вторая. -М.: Издательство Спасо-Преображенского Валамского монастыря, 1997. Стр.144.
  13. Субботин Н. И., проф. Ко дню первого годичного поминовения в бозе почившего архимандрита Павла [Прусского]: (Наша переписка за 1867—1879 гг.). -М.: Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1896.
  14. Субботин Н. И., проф. Празднование двадцатипятилетия со дня присоединения к православной церкви архимандрита Павла. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1893.
  15. Филиппов Т. И. Три замечательных старообрядца: Иеромонах Пафнутий, Павел Прусский, Иларион Егорович Ксенос. -СПб.: Тип. М.Стасюлевича, 1899. −36 с.
  16. Павел Прусский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Жизнеописание архимандрита Павла (Леднева) Прусского
  • Воспоминания об архимандрите Павле (Ледневе) Прусском
  • Полный список трудов архим. Павла (Леднева)
  • Пресс-портрет: Павел Прусский, архимандрит — составленный порталом «Яндекс» из сообщений СМИ.

Павел (Леднев).

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13