04-09-2023
Даниил Валентинович Пивоваров | |
Дата рождения: |
29 октября 1943 (69 лет) |
---|---|
Место рождения: | |
Страна: | |
Научная сфера: |
философия, религиоведение, культурология, философия религии, теория познания, философия науки |
Место работы: |
Уральский государственный университет, |
Учёная степень: | |
Учёное звание: | |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: | |
Известные ученики: | |
Известен как: |
философ, религиовед, культуролог; создатель научной школы «Синтетическая парадигма в философии» |
Награды и премии |
Даниил Валентинович Пивоваров (род. 29 октября 1943 года, Шанхай, Китай) — российский философ, религиовед и культуролог; эксперт в области теории познания и философии религии.[1] Создатель научной школы «Синтетическая парадигма в философии».
Родился 29 октября 1943 года Шанхае в семье русских эмигрантов.[1]
В 1947 году с родителями приехал в Россию в Свердловск.
В 1961 году окончил специальную английскую школу №13.
В 1962 — 1965 годах проходил срочная служба в Советской армии.
В 1970 году с отличием окончил философский факультет Уральского государственного университета.[1]
В 1972 году досрочно окончил заочную аспирантуру философского факультета Уральского государственного университета.[1]
В 1972 году под научным руководством М. Н. Руткевича защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Некоторые аспекты практической проверки истинности научной теории».
С 1970 года преподаёт на философского факультета Уральского государственного университета.[1] Ассистент (1970–1975), старший преподаватель (1975–1978), доцент (1978–1986) кафедры диалектического материализма
В 1977—1978 годах по программе Британского совета стажировался в Кембриджском университете.
С 1986 года — заведующий созданной им кафедрой истории и теории научного атеизма (позднее - кафедрой истории и философии религии; кафедра религиоведения) философского факультета Уральского государственного университета.[1]
В 1987 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме "Операционный аспект идеального отражения".[1]
В 1988 году присвоено учёное звание профессора.
В 1989 году по программе Фулбрайта в качестве приглашённого профессора читал специальный курс по теории познания, а также занимался исследованием философского операционализма П. У. Бриджмена в Северо-Западном университете.
С 1986 года и по настоящее время — трёх член диссертационных советов по философии, культурологии и психологии в Уральском университете.
С 1996 по 1999 годы — член экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и вероисповедований при администрации Губернатора Свердловской области; в настоящее время — член Экспертно-консультативного совета при Екатеринбургской епархии. Председатель Экспертного совета по проведению религиозной экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции РФ по Свердловской области.
Создал научную школу «Синтетическая парадигма в философии», объединившую более 70 ученых. Подготовил 14 докторов и 30 кандидатов наук. Опубликовал более 500 научных работ, в том числе 32 монографии и учебные пособия. Научный редактор 25 книг.
Разработал синтетические концепции идеального, культуры, религии.
Д. В. Пивоваров занимается разработкой научной проблематики: идеальное и идеал; операционный аспект знания; метод экстраполяции; визуальное мышление в науке и изобразительном искусстве; неравновесные процессы в открытых нелинейных системах; элементарный объект и элементаристский подход; диалектика субъекта и объекта; религии в основании культур; взаимосвязь космоцентрической, социоцен-трической и эгоцентрической религий; иррациональное в бытии и познании; вера и знание.[1]
Построил особый диалектико-логический алгоритм категориального синтеза. Разработал «симфонику» как методологию толерантного ведения споров.
Д. В. Пивоваров считает, идеальное есть виртуальное взаимоотражение субъекта и объекта, которое проявляется, как: выбор репрезентанта некой целостности и признание его за эталон, освоение эталона посредством возможных схем действия, перенос знания об эталоне на сверхчувственную целостность.[1]
Понятие истины, по Д. В. Пивоварову, имеет смысл только в отношении феноменов идеального и идеала и распадается на следующие аспекты:[1]
1) репрезентативный 2) креатологический 3) экзистенциальный.
В исследованиях структуры языка Д. В. Пивоваров выделяет три звена: объект-язык, речеоперативную деятельность и субъект-язык — речеоперативный образ объект-языка.[1]
Культура для Д. В. Пивоварова идеало-образующая сторона человеческой жизни, первоосновой которого он считает сакрализованные идеалы, а выражением — взаимосвязанные множества светских идеалов.[1]
Д. В. Пивоваров рассматривает религию, как священную связь людей с Абсолютом, как начало сакрализирующее основные ценности жизни. Он выделяет три вида религий:[1]
1) эгоцентрические 2) социоцентрические 3) космоцентрические
Д.В. Пивоваров предложил различать понятие вера двух видов:[1]
1) faith — вера (духовное влечение души к предельным основаниям бытия) 2) belief — вера (признание без достаточного основания истинности образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания).
Одним из первых в отечественном религиоведении осуществил исследование идейной основы мировой религии бахаи.
Благодаря Д. В. Пивоварову научный оборот были введены новые понятия и термины: диалектико-логический алгоритм, объект-язык и субъект-язык, виртуал, имманация, оксирома, крипта, сциент и асциент, арт-философ, faith-вера и belief-вера, онтология религии, гносеология религии, праксеология религии.
Читает курсы философии, философии науки, философии религии, оригинальные специальные курсы «Проблема идеального», «Теория рефлексии Гегеля», «Основные категории онтологии», «Операциональный аспект научного знания», «Визуальное мышление в изобразительном искусстве», «Религия как социальная связь», «Знание и вера в науке и религии», «Язык религии».
Пивоваров, Даниил Валентинович.