Chefeat.ru

Здоровое питание

Прометей

25-05-2023

Древнегреческая мифология
Титаны (доолимпийские боги и богини)

титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан

титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида

дети титанов: Астерия, Атлас, Гелиос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос, Эпиметей

Олимпийские боги, титаны, музы, кентавры, гиганты, нимфы
Прометей несёт людям огонь (Генрих Фридрих Фюгер, 1817 г.).

Промете́й (др.-греч. Προμηθεύς, также Промефей) — в древнегреческой мифологии[1] титан, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены (по Аполлодору — Асии[2], по Эсхилу — сын Фемиды-Геи[3], по Евфориону — сын Геры и титана Евримедонта[4]). Его жена Гесиона[5].

Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея, «думающего после») и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать».[6]

Содержание

Создание людей

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием[7]; в более детализированной версии, изложенной Проперцием — вылепил людей из глины[8], смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней[9]. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди[10]. В этой долине побывал Фрэзер и видел на ее дне красноватую землю[11].

Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы[12]. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости[13]. Прометей первым убил быка[14]. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой[15].

Похищение огня

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу[16]. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс)[17] и показал людям, как его сохранять, присыпая золой[18]. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль[19].

В истолковании, он изобрёл «огневые палочки», от которых загорается огонь[20]. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний[21].

Наказание Прометея

За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу[18]) пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту[22]. По словам Дурида, он был наказан за то, что влюбился в Афину[23]. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов[24].

Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или каждый третий день[25]) орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу[26]), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. По Эмпедоклу, демон, осквернивший себя, скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет[27].

Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам[15]. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев[28]. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца[29]. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно[30].

Его жертвенник в афинской Академии[31]. Культ Прометея в Колоне[32]. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея)[33]. По некоторым, он стал созвездием Коленопреклоненного[34].

В литературе и искусстве

Статуя Прометея в Нью-Йорке зимой
Журнал «Прометей» (РСФСР, 1919)

В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.

Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.340 Радт).

  • См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа).

Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Шевченко, Джон Апдайк, Готье (Прометей, и другие), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие).

Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноименной книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.

В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.

Название космического корабля "Прометей" в одноименном фильме Ридли Скота (премьера 30 мая 2012 года).

  • Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл.7 (стр.226-297) — подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе

Ссылки

  • Лайош Мештерхази. Загадка Прометея

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.337-340, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.155-157
  2. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 3 далее
  3. Эсхил. Прикованный Прометей 18, 209
  4. Евстафий. Комментарий к «Илиаде» Гомера XIV 294 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С.290
  5. Эсхил. Прикованный Прометей 560
  6. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.337-340
  7. Гесиод, подложный фр.382 М.-У.; Лукиан. Прометей 13
  8. Проперций. Элегии III 5, 7-10; Гигин. Мифы 142
  9. Первый Ватиканский мифограф II 87, 8
  10. Павсаний. Описание Эллады X 4, 4
  11. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С.16
  12. Гесиод. Теогония 535—562
  13. Лукиан. Прометей 3; Гигин. Астрономия II 15, 1
  14. Плиний Старший. Естественная история VII 209 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.156
  15. 1 2 Гигин. Астрономия II 15, 5
  16. Первый Ватиканский мифограф I 1, 1
  17. Гесиод. Теогония 565—567, Труды и дни 52; Эсхил. Прикованный Прометей 109
  18. 1 2 Гигин. Мифы 144
  19. Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.133; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.176
  20. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 2
  21. Первый Ватиканский мифограф I 1, 5-8
  22. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 1
  23. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика II 1249 // Вестник древней истории. 1947. № 3. С.291
  24. Страбон. География XV 1, 8 (стр.688); Диодор Сицилийский. Историческая библиотека XVII 83, 1; Арриан. Поход Александра V 3, 2
  25. Эсхил. Прометей освобождаемый, фр.193 Радт
  26. Гигин. Мифы 54; 144; Гигин. Астрономия II 15, 3
  27. Эмпедокл. Очищения, фр.115 Дильс-Кранц
  28. Гесиод. Теогония 526—534; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 15, 2; Гигин. Мифы 31
  29. Гигин. Астрономия II 15, 4; Плиний Старший. Естественная история XXXVII 2
  30. Гораций. Оды II 18, 35-36
  31. Павсаний. Описание Эллады I 30, 2
  32. Софокл. Царь Эдип 55
  33. Павсаний. Описание Эллады II 19, 8
  34. Гигин. Астрономия II 6, 4


Прометей.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13