Chefeat.ru

Здоровое питание

Пропп, Владимир Яковлевич

18-08-2023

Владимир Яковлевич Пропп
Дата рождения:

16 апреля 1895(1895-04-16)

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

22 августа 1970(1970-08-22) (75 лет)

Место смерти:

Ленинград, РСФСР

Страна:

 Российская империя →
 СССР

Научная сфера:

фольклористика, история, этнография, филология

Учёная степень:

доктор филологических наук

Учёное звание:

профессор ЛГУ

Альма-матер:

ЛГУ

Известные ученики:

Р. И. Беккер

Известен как:

основоположник сравнительно-типологического метода в фольклористике[1],
один из основоположников современной теории текста[1]

Сайт:

ruthenia.ru

Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп (16 (28) апреля 1895, Санкт-Петербург — 22 августа 1970, Ленинград)[2] — выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист[1]. Владимир Пропп получил мировое признание[1], является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике[1], одним из основоположников современной теории текста[1]. Современные структуралисты считают Владимира Яковлевича Проппа одним из своих предшественников[1].

Содержание

Биография

Родился 16 (28) апреля 1895 года в Санкт-Петербурге в семье поволжских немцев. Отец — Яков Филиппович Пропп (1858—1919), зажиточный поволжский крестьянин, родившийся в селе Гуссенбах (ныне — село Линёво, Волгоградская область).

В 1914—1918 гг. изучал русскую и германскую филологию на филологическом факультете в Петроградском университете. Впоследствии преподавал немецкий язык в вузах Ленинграда.

В послереволюционные годы, в период Гражданской войны и несколько позже (с 1917 по 1929 г.) семейство Пропп проживало в своём доме на хуторе Рrорр[1][3]. За это время Владимир Яковлевич был в отцовском имении несколько раз. В конце 1918 года навестил больного отца[1], в марте 1919 года приехал уже на похороны Якова Филипповича, после чего на некоторое время остался здесь и работал на поле[1], вместе со своими родственниками, потом устроился школьным учителем в деревню Голый Карамыш[1], находящуюся за 70 километров от хутора. Затем В. Я. Пропп вернулся в Петроград. Летом 1923 года он привозил показать семье молоденькую жену[1]. В 1929 г. летним отпуском прибыл с тем, чтобы уговорить мать Анну Фридриховну и зятя Роберта Шварца (мужа Оттилии Яковлевны) продать или сократить хозяйство[1].

20 декабря 1929 года в немецкой колонии Гуссенбах Медведицкого кантона происходило раскулачивание, в процессе которого подверглось захвату колхозом и поместье Анны Фридриховны Пропп[1]. По акту, составленному ударной бригадой при Гуссенбахском сельском Совете, имущество гражданки Пропп было передано в коллективное хозяйство им. Сталина[1].

С 1932 года преподавал и вёл научную работу в Ленинградском университете (ЛГУ). В 1937 года стал доцентом, с 1938 года — профессор ЛГУ, последовательно на кафедрах романо-германской филологии, фольклора и, вплоть до 1969 года, русской литературы; в 19631964 гг. занимал должность исполняющего обязанности заведующего кафедрой.

С 1949 года по 1952 год преподавал на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета.

Скончался В. Я. Пропп в Ленинграде, в возрасте 75 лет, 22 августа 1970 года. Похоронен в том же городе, на Северном кладбище.

Научная деятельность

Cамая известная работа учёного — «Морфология сказки» (Ленинград, 1928). Пропп выделяет повторяющиеся постоянные элементы — функции действующего лица (всего 31), положив начало структурно-типологическому изучению нарратива. Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов.

В работе «Исторические корни волшебной сказки» (Ленинград, 1946) Пропп развивает гипотезу, разработанную Сентивом. Пропп видит в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации. Совершенно очевидно, что структура сказок имеет характер инициации. Но вся проблема в том, чтобы выяснить, описывает ли сказка систему обрядов, относящихся к какой-либо определённой стадии культуры, или же её сценарий инициации оказывается «воображаемым», в том смысле, что он не связан с каким-то историко-культурным контекстом, но выражает скорее внеисторическое архетипическое поведение психики. В качестве примера Пропп обращается к тотемическим инициациям; этот тип инициации был категорически недоступен для женщин, но основным персонажем славянских сказок оказывается как раз женщина: старая ведьма, Баба-Яга. Впрочем, Баба-Яга выступает в роли посвящающего старшего с точки зрения гипотезы о обрядовом происхождении сказки. А посвящающий, хотя всегда являлся мужчиной, имел символические признаки обоих полов, или даже только женские[4].

Иначе говоря, в сказках нет точного напоминания о какой-либо определенной стадии культуры: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. Здесь сохранились только образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты.

Подтверждением предположения о происхождении сказок из устных преданий, рассказываемых при инициации, служит схожесть мотивов и функций персонажей в сказках самых разных народов. Кроме того, Пропп приводит этнографические данные, показывающие процесс разложения древней тотемической религии и превращения сакральных некогда устных преданий в сказки. Рассматривая этносы, ещё не расставшиеся с тотемизмом (и не имеющие сказок как таковых), находящие в процессе его разложения и современные сказки «культурных» народов, Пропп приходит к выводу о единстве происхождения волшебной сказки.

Другой работой В. Я. Проппа является монография «Русские аграрные праздники», где автор, на основании огромного фольклорного материала, указывает на аграрный (земледельческий) характер многих славянских праздников и верований, таких как Масленица, Семик, базисом для которой во многом послужила работа Дж. Фрэзера «Золотая ветвь»[5].

См. также

Основные труды

  • Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  • Фольклор и действительность. — М.: Наука, 1989. — 233 с.
  • Русский героический эпос. — Лабиринт, 2006. — 624 с. — ISBN 5-87604-051-7.
  • Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собр. тр. В. Я. Проппа.) Науч. ред., комм. Ю. С. Рассказова. — М.: Лабиринт, 1999.

Литература

  • Неизвестный В. Я. Пропп. «Древо жизни. Дневник старости. Переписка» / Предисл., сост. А. Н. Мартыновой; Подгот.текста, коммент. А. Н. Мартыновой, Н. А. Прозоровой. — СПб.: Алетейя, 2002. — ISBN 5-89329-512-9.
  • Уорнер Э. Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика. Изд-во СПбГУ, 2005. - ISBN 5-8465-0092-7.
  • Vilmos Voigt: Propp, Vladimir Jakovlevič. В: Enzyklopädie des Märchens, том 10 (2002), 1435—1442.
  • Serena Grazzini: Der strukturalistische Zirkel. Theorien über Mythos und Märchen bei Propp, Lévi-Strauss, Meletinskij. Wiesbaden 1999 (DUV: Literaturwissenschaft).
  • Reinhard Breymayer: Vladimir Jakovlevič Propp (1895—1970) — Leben, Wirken und Bedeutsamkeit. B: Linguistica Biblica 15/16 (1972), 36-77 (67-77 Bibliographie).

Примечания

  1. ↑ Владимир Яковлевич Пропп и его любимое Линёво  (рус.) (html). wolgadeutsche.ru (2009). — «Стрежень», научный ежегодник; - Волгоград, 2009, т.7, с.169-185.. Архивировано из первоисточника 16 авг 2011 06:36:02 GMT. Проверено 30 августа 2011.
  2. http://feb-web.ru/feb/person/person/propp.htm?cmd=2&istext=1
  3. Пропп (Сейчас не существует)  (рус.). Историческое, географическое и статистическое описание немецких поселений. wolgadeutsche.ru. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 30 августа 2011.
  4. Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» — Л. Изд-во ЛГУ
  5. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) СПб.: Терра — Азбука 1995

Ссылки

  • Исторические корни волшебной сказки
  • Морфология сказки
  • Морфология сказки, Л., 1928 (на сайте feb-web.ru)
  • Пропп В. Проблемы комизма и смеха.
  • Ольшанский Д. Рождение структурализма из анализа волшебной сказки / Toronto Slavic Quarterly, No. 25
  • Статья «Владимир Яковлевич Пропп и его любимое Линёво», сайт wolgadeutsche.ru
  • Владимир Пропп (1895—1970) / Литературная энциклопедия (2008)
  • Биография Владимира Проппа в Галерее русских мыслителей (Международного общества философов, 2007)
  • О Пропповском центре

Пропп, Владимир Яковлевич.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13