07-06-2023
Слэм — действие публики на музыкальных концертах, при котором люди толкаются и врезаются друг в друга. Слэм также часто сопровождается стейдж дайвингом и хэдбэнгингом. Обычно слэм возникает на концертах альтернативных и панк-исполнителей. Самые активные действия происходят в образованном толпой круге перед сценой (так называемый «Сёркл пит»). Слова слэм и мош обычно используются как синонимы, но иногда выделяют различия. Под слэмом понимают более активные действия, которые включают, например, размахивание руками, в то время как мош более медленный и усложнённый (информация 1999 года).[1] Однако, в современной культуре понятия слэм и мош приобрели более явные отличия. А именно, под слэмом понимаются хаотичные действия по расталкиванию участников слэма, тогда как под мошем — хаотичные действия по нанесению ударов локтями, реже кулаками, и ещё реже — ногами в сторону участников моша.
Хотя слэм воспринимается как положительная реакция аудитории на музыку[1], он опасен для участников. Считается, что участвующие не стремятся причинить вред друг другу и соблюдают т. н. этику слэма, которая включает в себя определённые правила безопасности. Например, если человек падает, другие участники как можно скорее помогают ему подняться, чтобы его не затоптали.
Содержание |
Предшественником слэма считается танец «акуки» — разновидность пого, возникшая на панк-концертах 1970-х[2], трансформировавшийся в слэм на хардкор-панк-концертах 80-х. Считается, что слэм появился в Орэндж Каунти, штат Калифорния, на концертах первой волны американского хардкора в начале 80-х. Толпа слэмилась под такие группы из Лос-Анжелеса, как Black Flag и Circle Jerks. Их более ритмичную и тяжёлую разновидность панка позже назвали хардкором.
К началу 1990-х слэм стал популярным явлением на концертах исполнителей разных стилей, таких как гранж.
Слэм имеет свои отдельные течения и школы.
Существует привычный для большинства слэм, при котором участники толкают друг друга возле сцены. Разрешается толкать плечами, так как это является приемлемо безопасным и не ведет к увечьям (при условии соблюдения подобных правил остальными участниками), двигать участников локтями (на уровне туловища), прыгать, обнявшись с кем-нибудь за плечи или просто мягко расталкивать слэмящихся. Вариаций достаточное количество, основное правило — уважать других слэмеров.
Прыжок со сцены в толпу (а не в слэм) спиной или головой вперёд. Как правило практикуется в больших клубах. Очень распространённый вид слэма.
Этот стиль больше распространён на открытых фестивалях. Во многих клубах Crowd Surfing сложно провести, так как они слишком малы, и есть вероятность удара об стену. Способ заключается в следующем: участник концерта при помощи ближайших людей поднимается вверх, и толпа несет его на руках. Лучше всего делать это в месте, где выше плотность людей. Обычно это место ближе к сцене.
Самая мягкая и относительно бесконтактная разновидность слэма, которая традиционно имеет место на ска-панк-концертах. Поднимается левая нога, а вместе с ней правая рука, и наоборот, чередуя. Берущая свои истоки в ритмике стиля рэгги, техника сканка довольно интересна и своеобразна, и со стороны напоминает бег на месте или по кругу вприпрыжку.
Образуется пустой круг, и в нём начинается «хоровод». Только по краям круга должно быть достаточно людей, чтобы было от кого оттолкнуться.
Групповые прыжки в высоту. Для начала одновременно прыгать в такт музыке начинают несколько человек, остальные подхватывают и тоже прыгают все вместе синхронно. Нужно постепенно вовлечь в действие как можно больше людей.
Разновидность Circle Pit. Когда группа слэмящихся оставляет «мошпит» пустым, один или несколько человек выходят в центр круга (обычно перед самым тяжёлым моментом в композиции) и по сигналу слэм-группа со всех сторон бежит в центр на тех кто стоит там.
«Стена смерти». Довольно травматичный вид слэма. Один из музыкантов делит толпу на две части, освобождая пространство перед сценой; затем группа начинает играть очередную песню — и обе стороны надвигаются одна на другую, сталкиваясь в центре «мошпита» в стиле «стенка на стенку».[3]
На некоторых мероприятиях организаторы пытаются запретить слэм и смежные действия. Иногда охрана пытается остановить слэм (что при больших масштабах крайне сложно и, порой, относится к чему-то из разряда фантастики).
Исполнители также по-разному относятся к слэму. Из российских исполнителей на своих концертах слэм провоцируют DISTEMPER, Noize MC, Jane Air, СЛОТ, Tracktor Bowling, Louna, Maio, Мое сердце справа, Naraka, ANACONDAZ, F.P.G., Lumen, AMATORY, Ляпис Трубецкой, Пурген (вокалист группы Руслан Гвоздев иногда сам советует со сцены как лучше слэмиться), Азъ, Stigmata, ##### и Психея, хотя последние негативно относятся к стейдж дайвингу.
Слэм часто упоминается в песнях, кинофильмах, мультфильмах. В одной из серий сериала South Park Кенни погиб в слэме[4]. Также слэм фигурирует в одной из серий мультсериала Futurama[5].
Хардкор | |
---|---|
Стили и поджанры | Грайндкор • Дэткор • Кроссовер-трэш • Маткор • Пауэрвайоленс • Пост-хардкор • Металкор • Ска-кор • Скейт-панк • Скримо • Стрит-панк • Трэшкор • Хейткор • Эмо • Рэпкор • Youth crew |
Связанные понятия | Слэм • Мош • DIY • Straight edge |
Слэм.