Chefeat.ru

Здоровое питание

Тенгри

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Слово «Тенгри», написанное орхонским письмом

Те́нгри (др.-тюрк. *teŋri / *taŋrɨ; каз. Тәңір; кум. Тэнгири, ст.-монг. ᠲᠨᠭᠷᠢ Tngri; монг. Тэнгэр, калм. Teңр; булг. Тангра; чув. Турă; якут. Таҥара; узб. Tangri; кирг. Теңир; башк. и тат. Тәңре; карач.-балк. Тейри; упр. кит.: 腾格里, путунхуа Ténggélǐ, венг. Tengri, тур. и азерб. Tanrı; туркм. Tañry; уйг. Тәңри[1]) — верховное божество неба политеистического пантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения[2]. Другое его название — «Кок Тенгри / Көк Тәңірі» (Небесный Бог).

Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как 撑犁:

«匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь (天 название неба или Небес по-китайски) Тенгри.

В государствах тюркоязычных народов Средних веков, в том числе у собственно древних тюрков (тюркютов), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри[3]. Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут, носили тронные имена, подчеркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш[4].

Описывая свое путешествие на Волгу в 921—922 гг., Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках:

А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-тюркски «[клянусь] богом единым», так как «бир» по-тюркски «один», а «тенгри» на языке тюрок — «бог»[5]

Предки тюркских народов были анимистами, следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда ал-Кашгари, Тенгри был известен как создатель растений и громовержец. Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или Кантегир (хакасское Хан-Тигір) в Западных Саянах.

Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являлись Небесный Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж). Вера во всемирного, дарующего победы бога служило в Монгольской империи идеологическим средством усиления контроля хана. Так, повеления монгольских владык подкреплялись ссылкой на «Силу Вечного Неба»[6].

Имя бога по мнению участников проекта «Этимологическая база Старостина» происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество»[7].

Происхождение связывается также с шумерским Dingir («Небо»)[8], с китайским термином Тянь, в значении «Небо»[9].

См. также

В Викитеке есть тексты по теме
Тенгри

Примечания

  1. Eski Türk dini (gök tanrı inancı) ve … — Google Books
  2. Тэнгри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Eurasica.ru — Евразийский исторический сервер — Статьи — А. К. Бисенбаев. Мифы древних тюрков — КАК ТЕНГРИ СОЗДАЛ ТЮРКОВ И ПОДАРИЛ ИМ МИР
  4. Угдыжеков С. А. Социальная структура раннесредневековых кыргызов. — Абакан, 2003
  5. АХМЕД ИБН ФАДЛАН. КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921—922 гг.
  6. Письмо Гуюка папе римскому
  7. Этимологическая база Старостина
  8. Мифы народов мира: энциклопедия. — Т. 2. — М., 1988.
  9. Муратов Б. А. К вопросу об истории возникновения тюркского рунического письма // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы Всероссийской научной конференции (1-5 июня 2005 г.). — Уфа: Гилем, 2005. — C. 96-102

Литература

  • Неклюдов С. Ю. Тенгри // Мифы народов мира : Энциклопедия. — М.: Российская энциклопедия, 1994. — Т. 2. — С. 500-501. — ISBN 5-85270-072-9.


Тенгри.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13