Chefeat.ru

Здоровое питание

Хазы

21-05-2023

Культура Армении
Литература
Архитектура
Музыка
Театр
Танец
Ковроделие
Миниатюра
Изобразительное
искусство
Мифология
Книгопечатание
Образование
Кино
Кулинария

Ха́зы - особые знаки нотописания в Армении известных с VII века. Разновидность невм, применявшихся в средневековом армянском певческом искусстве, во времена, независимого от структуры словесных текстов, развития принципов формо- и ритмообразования в монодии.

Содержание

История

Хазовые знаки пения возникли в Армении, где была создана самобытная армянская национальная система записи. Хазовое письмо объединяет армянскую письменную систему с устной традицией. Система хазовых знаков, была разработана в VII - IX веках, предположительно поэтом и учёным Степаносом Сюнеци (вторым), который произвел вторую систематизацию гласов, и в конечном счете изобрел систему нотописи — хазы. Киракос Гандзакеци распространение хазов приписывает некоему Хачатуру из Тарона[1]. Искусство использования хазов в Армении бурно развивалась до XII века, а уже с XII века в Киликийском армянском царстве.

Систему хазов и толкования ее знаков в Киликии усовершенствовали известные мастера средневекового армянского пения Нерсес Шнорали, Григор Хул (XII век), Геворк Скевраци (XIII век) и другие мастера.

Текст с хазами (древнеармянская музыкальная нотация), X век

В Киликии окончательно сложились три основных типа хазового письма, полностью оформились хазовые певческие книги, главные из которых - Шаракноц (Гимнарий), Манрусум и Гандзаран (сборники мелизматичных песнопений). Несмотря на то, что отдельные знатоки хазов жили в Армении вплоть до конца XVIII века, начиная с XV века хазовое письмо перестало развиваться и по мере разложения культуры феодальной Армении постепенно было предано забвению.[2]

В конце XVIII - начале XIX веков специалист по средневековой армянской музыке Григор Гапасакалян, предприняв попутку добиться указания знаками точных интервальных отношений между звуками, безуспешно стремился реформировать систему хазов. В 1820-х годах, Амбарцумом Лимонджяном была разработана новая система нотописи - Армянская нотопись.

Не редко хазами подписывались архитектурные сооружения, где нотопись была призвана увековечить значимое событие. Расположенный в Нагорном Карабахе, на отрезке 10-го км. трассы Гадрут - Мартуни, каравансарай, имеет арки построенные в традиционно армянском стиле. На арках имеется надпись , где хазами начертано:
Я, Джели Вард, прибыл (сюда) в лето 1130 (1681г.)[3]

В начале XX века европейские и армянские учёные исследовали хазовое письмо. Особое место в их изучении принадлежит Комитасу, который собирался до конца разрешить загадку древней армянской нотной, системы — хазов. Если бы это удалось, его изыскания сыграли бы большую роль для их понимания. Однако во время 1-й мировой войны 1914-18 и геноцида армян, относящиеся к области хазоведения большая часть работ Комитаса была утрачена, в одной из которых подробно рассматривались вопросы расшифровки хазов. Но и некоторые уцелевшие записи и изданные статьи армянского композитора, относящиеся к области хазоведения , представляют значительную ценность.[2]

Большая работа в области хазоведения, была проведена в Армении после после ее советизации. Сегодня изучение хазов продолжается в Матенадаране. Музыковеды, работавшие над расшифровкой хазов, древнейшие образцы которых известны по рукописным фрагментам IX века, доказали, что хазы возникли на почве оригинальной национальной музыкальной культуры.[4]

Структура

Сравнительное изучение различных средневековых хазовых таблиц наглядно показывает, что число основных знаков, постепенно внедрявшихся в практику, со временем увеличилось до сорока. В певческих рукописях, помимо главных, содержится около 30 вспомогательных, изменённых и производных знаков. Применение письма хазов предполагало наличие навыков владения системой гласов армянской Монодии - подлежащих варьированию традиционных мелодичных моделей. Хазы обозначали способы и динамику исполнения, ритмическую схему мелодий, попевки, мелизмы, юбиляции, а также возможность повышения и понижения голоса. При расшифровке хазового письма, наибольшую трудность представляют способы исполнения и динамика, связанные со средневековыми приёмами акцентуации и звукоподачи. Раздел мелодий осуществлялся с помощью знаков препинания армянского языка: в широкораспевных - независимо от текста; в песнопениях силлабических и кантиленных - в соответствии с членением текста.[2]

хазы, рукопись XII века

Типы хазового письма

Xазы делятсяна три главных типа[2] :

  • экфонетические знаки-акценты, которые указывают на своеобразно акцентированное повышение и понижение голоса (тоничность системы)
  • графическое изображение хейрономических жестов (стенографичность системы)
  • музыкальные идеограммы - условные знаки, обозначающие относительно пространные мелодичные фразы (идеографичность).

В зависимости гласа, указываемого в начале песнопений, контекста и жанра с темпом, в котором исполняются песнопения , хазы получают конкретное ладоинтонационное значение

Категории метрических значений

У хазов, известны четыре категории метрических значений[2] :

  • долгий слог (равен сумме двух единиц)
  • краткий слог (половина метрической единицы)
  • средний слог (метрической единица)
  • большой слог (равен сумме четырёх, иногда и более единиц).

Помимо этого, в песнопения вводились "ложные слоги", содержащие широкие распевы - опорные моменты, которые имеют значение особых метроритмических структур.


Примечания

  1. Музыка в древней Армении // Պատմաբանասիրական հանդես, № 2. см. стр 72 прим. 49 (стр. 61-76)
  2. ↑ Хазы // — Москва : Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
  3. Ш.Мкртчян, В.Арутюнян, Б.Улубабян // Иджеванатун // Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха // Парберакан, 1989 г. - стр. 115 (369); ISBN 5540004027, 9785540004022
  4. Абгарян Г.В // The Matenadaran // Armenian state pub. 1964 стр. 54 (66)

Хазы.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13