Chefeat.ru

Здоровое питание

Хетты

19-10-2023

Хетты

Хетты (др.-греч. Χετταΐοι, самоназвание неситы) — индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где создал Хеттское царство. Хетты (ивр. חתיHTY, или ивр. בני-חתBNY-HT) неоднократно упомянуты в Библии. В последние века своего существования хетты воевали с египтянами (при Тутмосе III и Рамсесе II — XV-XIII век до н. э.) за контроль над Сирией (особенно за город Кадеш). После уничтожения Хеттского царства в гражданской войне народ хеттов пришел в упадок. На их месте поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию, Мелид (Мелитена) и Куммух (Коммагена), где они дожили до прихода персов и впоследствии были ассимилированы малоазийскими греками.

Содержание

Происхождение

Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э.[1] Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура), заселившим Болгарию и Грецию еще в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы[2]. Хетты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов[3] (Митанни).

Также влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись.

Этноним

Самоназвание хеттов Nesili или Kanesili происходило от города Неса (Каниш), в то время как термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель — хатти.

Хеттский язык

В 1920-х гг. Бедржих Грозный доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков — двух основных близкородственных письменных языков Хеттского царства. Позднее было установлено, что от данных языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до н. э., не переживших эпохи римского завоевания. Хетты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность (для более поздних текстов на лувийском языке).

Обработка железа

Хетты первыми в Европе овладели технологиями обработки железа и изготовления железных предметов как минимум с XIV в. до н. э.[4], а также владели технологией изготовления колесниц. В свою очередь знаменитая хеттская лёгкая колесница (появилась в Передней Азии около 1600 года[5]) заимствована ими у кочевников-ариев. «Хеттский трактат о тренировке лошадей восходит к митаннийским специалистам в этом деле и содержит индоарийские термины…»[6] Сами колесницы пришли в Грецию, несомненно, от хеттов. Хетты вытеснили с территории, которую они заняли, более древний народ хатти, у которых технология обработки железа была охраняемым секретом[источник не указан 1225 дней]. Известно послание фараона, датируемое примерно 2000 годом до н. э. царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком. В течение многих лет хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц давало этим воинственным племенам огромное преимущество.

Религия

Культ хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома — Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Женские божества

Главное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-Кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.

Храмы

Храмы имели сходство с семитическими. В Эюке и Богаз-Кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святая святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме — престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных. В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-Кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.

Культ

Культ имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. О мифах хеттов нам ничего не известно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот — одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.

Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно вавилонским и библейским; имя героя — Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.

Общество

Антропологический тип

Это были люди брюнетического типа, обладавшие крупным носом и весьма коротким и высоким черепом с очень плоским, точно срезанным затылком. Тип этих древних передне-азиатов, названный Лушаном арменоидным, лучше всего сохранился среди нынешних армян[7].

Хеттология

История изучения хеттов начинается с XIX века, когда ученые заинтересовались могущественным народом, упомянутым в Библии и жившим к северу от «земли обетованной». Один из крупнейших специалистов XX века по хеттам — Оливер Гёрни.

Примечания

  1. Шеворошкин В. В. Опыт дешифровки карийских надписей. ВДИ. 1965. № 1.
  2. Украинская прародина индоевропейцев
  3. Гиоргадзе Г. Г. Хетты и хурриты по древнехеттским текстам. ВДИ. 1969. № 1.
  4. Освоение железа
  5. The hittites. A summary of the art, achievements, and social organisationof a great people of Asia Minor diuring the second millenium b. c. as discovered by modern excavations. London., 1952
  6. Гернот Вильгельм. Древний народ хурриты. М., 1992
  7. «Русская расовая теория до 1917 года»

Современная литература

  • Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.
  • Хетты / Пер. с англ. М.: Наука (ГРВЛ), 1987. 240 с.
  • Гиоргадзе Г. Г. Вопросы общественного строя хеттов. Тбилиси, 1991.
  • Гиоргадзе Г. Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства (О непосредственных производителях в хеттском обществе). Тбилиси: Мецниереба, 1973.
  • Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.: Вост. лит., 1996. 328 с. 2 тыс. экз.
  • Довгяло Г. И. К истории возникновения государства: На материале хеттских клинописных текстов. Мн.: Изд-во БГУ, 1968.
  • Довгяло Г. И. Становление идеологии раннеклассового общества (на материале клинописных текстов). Мн.,1980.
  • Древняя Анатолия. М., 1985.
  • Замаровский В. Тайны хеттов. / Пер. со словац. М.,1968.
  • Хеттская и хурритская литература.
  • Керам К. В. Узкое ущелье и чёрная гора / Пер. с нем. М., 1962.
  • Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М.: Наука, 1983.
  • Менабде Э. А. Хеттское общество: Экономика, собственность, семья и наследование. Тбилиси: Мецниереба, 1965. (см. рецензию)

Ссылки

  • Хеттский раздел в «Еще одной OCR-библиотеке»
  • http://www.hittites.info/  (англ.)
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Хетты.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13