Андре Эрнест Модест Гретри (фр. André-Ernest-Modeste Grétry; 9 февраля 1741, Льеж — 24 сентября 1813, Монморанси) — французский композитор бельгийского происхождения, классик французской комической оперы.
Биография
Родившись в семье скрипача, с детства изучал музыку, хотя поначалу много рвения не проявлял. Но изучив вокал, хорошо зная итальянскую музыку, начал сам сочинять музыкальные произведения. Продолжил музыкальное обучение в Риме (1761 — февраль 1766). Там же, в Риме, в 1765 году была поставлена первая опера Гретри — «Сборщица винограда»[1]. Первая комическая опера «Изабель и Гертруда» была им сочинена на следующий год, в 1766 году в Женеве. На доме, где он тогда проживал по Большой улице (Grand-Rue), сейчас установлена памятная доска. С 1767 жил в Париже. Находился под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Ж.-Ж. Руссо.
Всего им было создано 15 опер и более 40 комических опер, благодаря чему Франция почитает его мэтром в этом жанре XVIII века. Будучи директором Королевской оперы, он не сразу принял Революцию и Наполеона, долго оставался верен королевской власти. Ария «О Ричард, мой король!» из оперы «Ричард Львиное Сердце» стала роялистским гимном во время Революции.
Награжден орденом Почётного легиона. Был принят в 1795 году во Французскую Академию.
Жена: художница Жанна-Мария Грандон (Jeanne-Marie Grandon), дочь художника Шарля Грандона. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, но его сердце покоится отдельно в родном городе Льеже, перед Королевской оперой Валлонии. Академия музыки Льежа носит его имя.
Сочинения
- «Сборщица винограда» (La Vendemmiatrice) (1765)
- «Изабель и Гертруда, или Предполагаемые Сильфы» (Isabelle et Gertrude ou Les Sylphes supposés) (1766)
- «Браки самнитян» (Les Mariages samnites) (1768)
- «Знаток» (Le Connaisseur) (1768)
- «Гурон» (Le Huron) (1768)
- «Люсиль» (Lucile) (1769).
- «Говорящая картина» (Le Tableau parlant) (1769)
- «Момус на земле» (Momus sur la terre) (1769)
- «Сильван» (Sylvain) (1770)
- «Двое скупых» (Les Deux Avares) (1770)
- «Опыт дружбы» (L’Amitié à l'épreuve) (1770)
- «Друг дома» (L’Ami de la maison) (1771)
- «Земира и Азор» (Zémire et Azor) (1771), опера-балет
- «Великолепный» (Le Magnifique) (1773)
- «Избранница из Саланси» (La Rosière de Salency) (1773)
- «Цефал и Прокрис, или Супружеская любовь» (Céphale et Procris ou L’Amour conjugal) (1773)
- «Неверная магия» (La Fausse Magie) (1775)
- «Браках самнитян» (Les Mariages samnites) [новая редакция] (1776)
- «Пигмалион» (Pygmalion) (1776)
- «Любовь для любви» (Amour pour amour) (1777)
- «Матроко» (Matroco) (1777)
- «Суд Мидаса» (Le Jugement de Midas) (1778)
- «Три Возраста оперы» (Les Trois Âges de l’opéra) (1778)
- «Неверные понятия, или Завистливый любовник» (Les Fausses Apparences ou L’Amant jaloux) (1778)
- «Статуи» (Les Statues) (1778)
- «Непредвиденные события» (Les Événements imprévus) (1779)
- «Окассин и Николетта, или Обычаи хорошего старого времени» (Aucassin et Nicolette ou Les Mœurs du bon vieux temps) (1779)
- «Андромаха» (Andromaque) (1780)
- «Эмилия, или Прекрасная рабыня» (Émilie ou La Belle Esclave) (1781)
- «Колинетта при дворе, или Двойное испытание» (Colinette à la cour ou La Double Épreuve) (1782)
- «Затруднение богатств» (L’Embarras des richesses) (1782)
- «Электра» (Électre) (1782)
- «Колонны Алсид» (Les Colonnes d’Alcide) (1782)
- «Талия в новом театре» (Thalie au nouveau théâtre) (1783)
- «Караван Каира» (La Caravane du Caire), опера-балет (1783)
- «Теодор и Полен» (Théodore et Paulin) (1784)
- «Ричард Львиное Сердце» (Richard Cœur-de-Lion) (1784). Ария «О Ричард, мой король!» стала роялистским гимном во время Революции. Романс из этой оперы был использован Чайковским в «Пиковой даме».
- «Сельское испытание» (L'Épreuve villageoise) (1784)
- «Панург на острове фонарей» (Panurge dans l'île des lanternes) (1785)
- «Эдип в Колонии» (Œdipe à Colonne) (1785)
- «Амфитрион» (Amphitryon) (1786)
- «Свадьба Антонио» (Le Mariage d’Antonio) (1786)
- «Ошибки сходства» (Les Méprises par ressemblance) (1786), совместно с дочерью Люсиль Гетри (Lucile Grétry)
- «Граф д' Альбер» (Le Comte d’Albert) (1786)
- «Туанетта и Луи» (Toinette et Louis) (1787), совместно с дочерью Люсиль Гетри (Lucile Grétry)
- «Английский заключенный» (Le Prisonnier anglais) (1787)
- «Тайный соперник» (Le Rival Confident) (1788)
- «Рауль Синяя Борода» (Raoul Barbe-Bleue) (1789)
- Aspasie (1789)
- «Пётр Великий» (Pierre le Grand) (1790)
- «Роже и Оливье» (Roger et Olivier) (1790)
- «Гильом Телль» (Guillaume Tell) (1791)
- «Сесиль и Эрмансэ, или Два монастыря» (Cécile et Ermancé ou Les Deux Couvents) (1792)
- «Базиль, или К обманщику, обманщик с половиной» (а Basile ou À trompeur, trompeur et demi) (1792)
- «Серафина, или Отсутствующая и присутствующая» (Séraphine ou Absente et présente) (1792)
- «Конгресс королей» (Le Congrès des rois) (1794)
- «Жозеф Барра» (Joseph Barra) (1794)
- «Дени-тиран, школьный учитель в Коринфе» (Denys le tyran, maître d'école à Corinthe) (1794)
- «Праздник разума, или Республиканская избранница» (La Fête de la raison) (1794)
- «Калиас, или Природа и родина» (Callias ou Nature et patrie) (1794)
- «Диоген и Александр» (Diogène et Alexandre) (1794)
- «Лисбет» (Lisbeth) (1797)
- «Анакреон у Поликрата» (Anacréon chez Polycrate) (1797)
- «Цирюльник деревни, или Возвращение» (Le Barbier du village ou le Revenant) (1797)
- «Элиска, или Материнская любовь» (Elisca ou L’Amour maternel) (1799)
- «Каска и голуби» (Le Casque et les Colombes) (1801)
- «Зельмар, или Убежище» (Zelmar ou L’Asile) (1801)
- «Подготовка» (Le Ménage) (1803)
- «Уготованные девушки» (Les Filles pourvues) (1803)
- Балеты, романсы, реквиемы, симфонии, квартеты, концерты, камерные, инструментальные и другие музыкальные произведения.
Современные постановки
Время от времени произведения Гретри входят в репертуары современных европейских театров. Французское радио в 1974 году записало оперу «Земир и Азор», а в 1979 — «Ричард Львиное сердце». Международный оркестр Италии под управлением Франческо Визиоли в 1991 году сделал запись оперы «Тиран Дени». Известны лондонские постановки, венские и т. д. Московский театр «Геликон-опера» обратился к постановке его «Петра Великого»[2][3]. Летом 2008 года в музее-усадьбе «Кусково» прозвучала комическая опера Андре Гретри «Опыт дружбы», которая входила в репертуар шереметевского крепостного театра и в которой дебютировала одиннадцатилетняя крепостная актриса Прасковья Жемчугова[4]. Сам театр в Кускове торжественно открылся в 1787 году тоже оперой Гретри «Браки самнитян»[5].
Примечания
- МузЭкскурс
- ПЕТР I ЗАПЕЛ ТЕНОРОМ. Автор Андрей Хрипин
- «Петр Великий» Гретри в «Геликоне». Газета «Культура», автор Лариса ДОЛГАЧЕВА
- ОРЕАНДА-НОВОСТИ
- История усадьбы
Литература
- Memoires, ou Essais sur la musique, v. 1—3. - P., 1796—97. (Мемуары, или Очерки о музыке. - Т. 1. - М.—Л., 1939).
- Роллан Р. Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4—Музыканты прошлых дней, пер. с франц. - М., 1938.
- Левашева О. Оперная эстетика Гретри, в кн.: Классическое искусство за рубежом. — М., 1966.
- Bobillier М. Gretry, sa vie et ses oeuvres, par M. Bronet (Marie Bobillier)…, — P., 1884.
- Wichmann H. Gretry und das musikalische Theater in Frankreich. — Halle, 1929.
- Degey M. A. M. Cretrv. — [Brux., 1939].
- Marsick P. L. A. M. Cretry. — Brux., 1944.
Les autres livres
- Ср. Бретон. Notice sur la vie et les ouvrages d’A.G. // Заметки о жизни и творчестве А. Г. — P., 1814.
- Grétry en famille. — Париж, 1815. //Гретри в семье;
- ван Гульст Grétry. - Льеж, 1842.
Ссылки
- André-Ernest-Modeste Grétry: Биография на сайте La principauté de Liège
- Partitions libres de André Grétry
- Гретри Андре Эрнест Модест
- Шаров К. С. Музыка как инструмент национализма
- Галопом по Европе
- Французские композиторы
- Гретри А.
- МузЭкскурс
- Гретри. Полные либретто опер на русском языке