05-07-2023
Анти-Дарвин |
|
Icons of Evolution, Science or Myth | |
Автор: | |
---|---|
Язык оригинала: | |
Издательство: |
Regnery Publishing |
Страниц: |
338 |
ISBN: |
Анти-Дарвин (в оригинале англ. Icons of Evolution, Иконы эволюции) — псевдонаучная[1] книга, написанная сторонником концепции «разумного замысла» и сотрудником общественной организации «Институт Дискавери» Джонатаном Уэллсом. В своей книге Уэллс критикует парадигму эволюции и методы её преподавания[2] В 2000 году Уэллс резюмировал содержание книги в статье в журнале Американ Спектейтор (англ. American Spectator).[3]. По книге был снят одноименный фильм.
Несколько ученых, которых цитирует Уэллс в своей книге, написали опровержения, заявив, что их цитаты были вырваны из контекста, их работа была искажена или не предполагает выводов, сделанных Уэллсом[4][5].
Книга вызвала резкую критику в научном сообществе, как намеренно вводящая в заблуждение и содержащая ошибочные выводы относительно статуса теории эволюции, которая является центральной парадигмой биологии[6]. Биологи Кевин Падиан и Алан Гишлик в обзоре в журнале Quarterly Review of Biology отметили: «На наш взгляд, независимо от философской или религиозной предпосылки Уэллса, его „Иконы эволюции“ вряд ли можно считать работой, имеющей научную ценность»[7].
Содержание |
Ученые, рассмотревшие книгу Уэллса опровергли его утверждения и выводы относительно эволюции[8] и отметили, что Уэллс преднамеренно искажает цитаты и вводит читателей в заблуждение[4].
В целом книга вызвала в научном сообществе очень серьёзную критику[9][2][10][11]. Так, Ник Матцке в своем обзоре заключил: «„Иконы эволюции“ являются пародией на настоящую науку» и что книга «содержит многочисленные случаи недобросовестного искажения научных взглядов, вызванные псевдонаучной тактикой избирательного цитирования и приведения цитат, вырванных из контекста..»[12]
Также отмечается, что получение Уэллсом степени по биологии в Университете Беркли было оплачено Церковью объединения и указание цели этого обучения — «уничтожить дарвинизм» — рассматривается научным сообществом как свидетельство того, что у Уэллса отсутствует необходимая научная объективность и что он использует игнорирование и искажение научных доказательств эволюции в пользу своих религиозных взглядов[13][14].
Уэллс сосредоточился в своей книге на десяти примерах, которые по его словам, широко используется на уроках по эволюцию, которые он называет «иконами»[2]. По утверждениям Уэллса эти десять тематических исследований, используемые для иллюстрации и преподавания эволюции, ошибочны. Десятью иконами Уэллса были:
1 | Эксперимент Миллера — Юри |
2 | Дарвиновское филогенетическое дерево |
3 | Гомология в конечностях позвоночных |
4 | Зародыши по Геккелю |
5 | Археоптерикс |
6 | Пяденица березовая |
7 | Дарвиновы вьюрки |
8 | Четырехкрылые дрозофилы |
9 | Ископаемые лошади |
10 | Антропогенез |
Последние три «иконы» — четырехкрылые дрозофилы, эволюция лошади и эволюция человека — были рассмотрены в книге, но Уэллс не оценивал их освещение в учебниках. На самом деле в большинстве учебников первые семь «икон» описываются, но они не используются в качестве «наилучших доказательств» эволюции ни в одном из учебников[2].
Эксперимент Миллера — Юри был направлен на моделирование условий на ранней Земле и на испытание модели абиогенезa Опарина-Холдейна . В Иконах эволюции Уэллс утверждает, что поскольку состав атмосферы, используемый в эксперименте, как теперь известно, является неточным, он не должен быть использован в учебных пособиях[2]. Уэллс заявляет, что современные представления о составе атмосферы ранней Земли делают этот вид химического синтеза невозможным из-за наличия «значительного» количества кислорода.
Однако как отмечают ученые, в четырнадцати других подобных экспериментах была показана возможность синтеза органических молекул в условиях, соответствующих современным представлениям о составе атмосферы ранней Земли[2].
Уэллс осуждает использование деревьев филогенетических в учебниках биологии, утверждая, что учебники не рассматривают должным образом кембрийский взрыв и появление и возникновение биологических подтипов между основными типами в вертикальном филогенетическом древе[2].
Уэллс утверждает в своей книге, что Биогенетический закон Мюллера-Геккеля, появляющийся в учебниках биологии свидетельствует о недостатках в преподавании эволюции
В главе, посвященной вьюркам по Дарвину, Уэллс утверждает, что вьюрки Дарвина были всего лишь «спекулятивной задней мыслью». Уэллс утверждает, что столь известных вьюрков надо приписывать отцу орнитологии Дэвиду Лаку, продемонстрировавшему впервые теорию с вьюрками и заявившему, что они сыграли важную роль в теории Дарвина[15]. Уэллс утверждает, что, вместо того, чтобы эволюционировать, вьюрки могли «сливаться», сочетаясь из нескольких видов в один вид, а не делиться из одного вида на несколько видов. Уэллс утверждает, что из-за скрещивания многих видов вьюрков, на самом деле существует менее тринадцати видов, чем полагалось ранее[15].
Название книги является ссылкой на известную картину Марш прогресса. Картина художника Рудольфа Заллингера была опубликована в книге Ранний человек, выпущенной издательством Тайм-Лайф в 1965 году описывает последовательность приматов, шагающих слева направо, начиная с человекообразной обезьяны слева, прогрессирует, проходя ряд гоминидов, и заканчивается современным человеком справа. Версия картины изображена на обложке книги, и Уэллс называет ее «конечной иконой» эволюции.
В 2002 году вышел фильм под названием Иконы эволюции производства Колдуотер Медиа. В нем Уэллс обсуждает свои идеи, представленные в книге.
Анти-Дарвин.