20-04-2023
Белофи́нны (фин. Valkoiset — «Белые») — участники Гражданской войны в Финляндии в 1918 году на стороне буржуазного национального правительства, антикоммунистических и антисоветских сил. Были организованы в Охранный корпус Финляндии и егерское движение. Термин Белые возник по аналогии с Белым движением российской гражданской войны и противопоставлялся красным (punaiset или, пренебрежительно, punikki). Одержали победу в военном противостоянии 1918 года. Термин Белофинны использовался в негативном контексте советской пропагандой и советской исторической литературой.
Финские вооружённые формирования проявились в апреле 1902 года, когда в Финляндии начались волнения из-за принудительного набора в войска Российской империи[1]. В Хельсинки были созданы отряды самообороны для поддержания порядка и защиты от репрессий. Эти отряды носили характер национального ополчения (в них участвовали как рабочие, так и представители буржуазии) без социально-классового акцента. Во время Революции 1905 в финских вооружённых отрядах уже проявлялись социально-политические противоречия. 2 августа 1906 на хельсинкском рынке Хакканиементори произошли столкновения между красногвардейцами Йохана Кока и правобуржуазными националистическими добровольцами Дидрика фон Эссена, защищавшими порядок и собственность[2]. Последние стали прообразом будущего Шюцкора.
После Февральской революции в 1917 году в Финляндии началось интенсивное формирование вооружённых ополчений. В этот период социально-политические противоречия проявлялись с самого начала[3]. В городах юга страны формировалась Красная гвардия, ориентированная на российских большевиков. Правые круги, буржуазия, собственническое крестьянство организовывались в Охранный корпус Финляндии. Первоначально Хельсинки и другие промышленные города юга страны (Турку, Выборг, Тампере), а также Оулу оказались под контролем красных.
Костяк финской белой армии составили профессиональные военные, добровольцы Охранного корпуса и бойцы движения егерей. Высшим политическим руководителем являлся Пер Эвинд Свинхувуд, военное командование возглавлял Карл Густав Эмиль Маннергейм, видную роль играли Лаури Мальмберг, Вильхо Ненонен, Курт Мартти Валлениус, Ханс Калм, Арви Калста и другие.
В первые месяцы 1918 года к белым примкнули десятки тысяч человек, поддерживающих правые политические силы перед угрозой «советизации Финляндии». В социальным плане гражданские белофинны обычно принадлежали к крестьянству фермерского типа (типичный пример — семейство Косола), землевладельцам (Саари), городской буржуазии (Хаарла, Сиппола), фенноманской интеллигенции (Кайла, Вуоримаа), лютеранскому клиру (Симойоки), иногда к криминализированным (Руммин-Юсси) и маргинальным (Ээролайнен) слоям. В меньшей степени были представлены крестьяне-арендаторы, в ещё меньшей — рабочие. Отчасти это было связано с тем, что под контролем красных в начале 1918 оказались крупные города южной Финляндии, тогда как белые доминировали в сельских местностях центра и севера[4].
Белофинны выступали под лозунгами правового порядка, защиты собственности и национальной независимости. Последнее сыграло особенно важную роль — красные воспринимались как сила, тесно связанная с Советской Россией и призванная сохранить Финляндию под российской властью.
Статистическое представление о социальном составе белых даёт исследование современного военного историка Али Пюльккянена[5].
По его данным, самой большой группой бойцов Шюцкора были крестьяне — около 44 %.
Вторая по численности доля принадлежала представителям «низов среднего класса» (мелкие предприниматели, рыбаки, работающая по найму интеллигенция, госслужащие нижнего звена, обслуживающий персонал церквей, рядовые полицейские, почтовые работники, пожарные, медбратья и медсёстры) — примерно 33 %.
Далее шли «верхи среднего класса» (средние предприниматели, чиновники и землевладельцы, юристы, священники, врачи, инженеры, журналисты, капитаны судов) — 16,5 %.
Рабочие составляли немногим более 5 %.
К элите (высшее чиновничество, крупные предприниматели и менеджеры, генералитет и офицерство, епископат, депутатский корпус, деятели науки и культуры) принадлежали немногим более 1,2 %.
Эти подсчёты условны. Существуют и другие данные, поскольку социальные категории «средний класс» и «крестьянство» зачастую пересекаются, неясно положение студенчества, не учитывается доля маргинальных слоёв. Однако в общем и целом данные Пюльккянена считаются адекватными. Характерно, что доля крестьян в белых войсках примерно соответствовала их относительной численности в населении страны, тогда как доля рабочих была ниже почти в три раза[6].
С конца января по середину марта 1918 белые формирования находились в обороне. В следующие два месяца они развернули массированное контрнаступление. Историки отмечают гораздо более строгую дисциплину белофиннов по сравнению с красногвардейцами. Власть офицеров была непререкаема, дезертирство каралось смертью (тогда как у красных практиковалась выборность командного состава, рядовой состав отличался текучестью)[7]. Сказывался командный опыт в царской и кайзеровской армии, которыми располагали многие офицеры Шюцкора и егерей. В значительной степени это определило исход войны.
Решающей битвой финляндской гражданской войны стало сражение за Тампере, в котором шюцкоровцы, егеря и шведские добровольцы нанесли красногвардейцам решительное поражение. 6 апреля 1918 белые взяли Тампере. 12-14 апреля немецкие экспедиционные войска и Шюцкор заняли Хельсинки. 29 апреля был взят Выборг , последний крупный оплот красных на территории Финляндии. 16 мая 1918 считается в Финляндии днём окончания войны.
Боевые потери белых составили 3,4 тысячи человек, значительно меньше, чем у противника[8].
Белофинские формирования проявляли не только упорство на фронтах[9], но и жестокость в белом терроре[10]. Белофинны расстреляли более 7 тысяч сдавшихся в плен красногвардейцев, более 11 тысяч погибли в послевоенных лагерях[11]. Существуют оценки в 30 тысяч убитых[12], но документально они не подтверждаются.
Многие участники финского Белого движения стали после гражданской войны крупными политиками, государственными деятелями и военачальниками. Боец Партизанского полка Каяани Урхо Кекконен оставался президентом Финляндии до 1981 года.
Термин «Белофинны» первоначально возник в советской пропаганде, затем перешёл в советскую историческую литературу и публицистику. Он обозначал представителей правящих классов и сторонников, победивших в гражданской войне, обрушивших на страну белый террор и представляющих угрозу для Советской России и СССР. особенно активно это идеологическое клише применялось во время Советско-финских войн 1918—1920, 1921—1922, 1939—1940 и 1941—1944 годов в отношении вооружённых сил Финляндии, Шюцкора и государственно-политического руководства страны.
В самой Финляндии, начиная с гражданской войны в Финляндии 1918 года и до настоящего времени, имеет широкое употребление термин «valkoiset»[13] («белые»), используемый для обозначения буржуазно-демократических сил, сторонников финского Сената, противостоявших финским «красным» («punaiset» или, пренебрежительно, «punikki»), в том числе отрядам финской Красной гвардии («Punakaarti»), а для обозначения жестокостей, проявленных финскими «белыми» в ходе и после окончания боевых действий, используется термин «valkoinen terrori»[13] («белый террор»).
По мнению ряда современных исследователей, термин белофинны является намеренным «изобретением» советской пропаганды.
В частности, Лев Гудков считает, что по способу образования термин является характерной для конспирологического сознания контаминацией негативного компонента (элемента семантики ) с нейтральным понятием той группы, на которую направлена идеологическая агрессия. Объединяя таким образом «белогвардейцев» с «финнами» (а равно поляками, эстонцами — в аналогичных конструкциях «белополяки», «белоэстонцы»), термин вызывал в памяти массового слушателя аллюзии времён Гражданской войны и позволял представить нападение на Финляндию как освободительный поход, а сопротивляющуюся советскому вторжению национальную финскую армию — как армию эксплуататоров, врагов собственного трудового народа. По мнению Л. Д. Гудкова, реальной смысловой нагрузки термин не нёс и был, по существу, совершенно бессмысленным[14].
Согласен со Львом Гудковым и Владимир Невежин.[15]
По мнению собирателя советского лагерного фольклора Жака Росси, термин «выдуман сов.[Комм 1] пропагандой как шовинистическое ругательство, которое, тем не менее, не должно было быть обидным для лояльных финнов (ср. „сионист“ вместо „жид“)»[16].
Другими исследователями термин используется как исторический и вполне нейтральный (ср. «белочехи», противопоставление «красные казаки — белоказаки»), особенно в сравнении с термином «лахтари» («lahtari», буквально — «мясник»)[17]. Последний первоначально использовался финскими «красными» и местным населением (особенно в Карелии) по отношению к «белофиннам» из-за массового террора во время финской гражданской войны[18][19]. Позднее термин «лахтари» широко встречался в военно-мемуарной литературе применительно к «белофиннам» из-за жестоких методов казни и пыток попавших в плен красных (в том числе красноармейцев), а также расправ над местным населением, оказавшим им малейшее содействие[20][21].
Белофин.