16-09-2023
Брудный Арон Абрамович | |
Брудный Арон Абрамович, 2011 | |
---|---|
Род деятельности: |
Философия, психология |
Дата рождения: | |
Место рождения: |
г.Фрунзе Киргизская ССР(ныне Бишкек, Киргизия) |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
г.Бишкек, Кыргызстан |
Отец: |
Брудный Абрам Львович |
Мать: |
Брудная Людмила Андреевна |
Арон Абрамович Брудный — психолог, историк, экспериментатор, философ, доктор философских наук, профессор.
Содержание |
Арон Абрамович Брудный окончил отделение философии историко-философского факультета Киргизского Государственного Университета и аспирантуру по философии и аспирантуру по физиологии человека. В 1960 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук «Теория отражения Теодора Павлова», в 1970 году - докторскую диссертацию «Язык, сознание и действительность». С 1972 года - профессор. Заслуженный деятель науки (1994), лауреат Государственной премии Киргизии (1996), член-корреспондент Национальной Академии Наук Киргизии.
Основные концепции были разработаны А.Брудным в рамках созданного им направления «радикальной психологии» (от латинского — radicalis — коренной). Основным специфическим для человека психическом процессом выступает понимание, которое однако рассматривается не только с чисто когнитивистских позиций, но подразумевает и бессознательные архетипические компоненты. Человек, в этой парадигме рассматривается, как результат исторического процесса, поэтому «индивидуальное бытие всегда включает иррациональные элементы». <Социальная психология. Словарь/под ред. М. Ю. Кондратьева, М.-СПб, 2005>. Философским основанием радикальной психологии является экзистенциализм, поэтому в её рамках существование важнее сущности, и оно зависит не от процессов производства, от его продуктов. Движущей силой развития общества является стремления освободиться от труда, особенно от труда, изнуряющего и однообразного. Люди в любом обществе, прежде всего, связаны между собой взаимодействием социо-биологическим (половой отбор) и информационно-семиотическим (культура). Экзистенциальные блага (жизнь, надежды, любовь, милосердие, удача, дети, воспоминания и сны индивида), составляют содержание индивидуального существования, в отличие от материальных благ, которые являются только его условием. Согласно радикальной психологии экзистенциальные блага обуславливают неповторимость личности.
А. Брудный различал три поля понимания, в рамках которых реализуется три различных способа понимать. В первом поле: «что есть, то и доказано». По его словам — это мир фактов, обладающих достоинством непосредственной действительности, о котором некогда было сказано, что «факты — упрямая вещь». В то же время из-за того, что реальность дана человеку фрагментарно, и она изменчива, понимание требует постоянной достройки в уме «видимого» мира. Таким образом, первое поле понимания зачастую начинает пересекаться со вторым полем, в котором «что доказано, то и есть». Второе поле — это мир доказательных суждений, геометрических теорем и логических задач. Третье поле — это поле не изолированных значений, а их сложных переплетений — текстов. Латинское textus собственно и значило «связь», «соединение» или «ткань». В данном случае речь идет не о текстах, которые содержатся в собраниях сочинений Аристотеля или Эйнштейна: их содержание целиком принадлежит миру доказательных суждений. Под текстом подразумевается связная, компактная, воспроизводимая последовательность знаков или образов, развернутая по стреле времени, выражающая некоторое содержание и обладающая смыслом, в принципе доступным пониманию. Под это определение подпадают разнообразные повествовательные тексты. <Наука понимать, Гл.1>.
«В поле 1 решающую силу имеет противопоставление: есть на самом деле — нет на самом деле; в поле 2: истинно — не истинно; в поле 3: хорошо — плохо, а также все модификации этого противопоставления. Мир, представленный в поле 1,- это мир отношений между предметами; в поле 2 — отношений между понятиями; в поле 3 — отношений между людьми.»
Любое сообщение может быть направлено либо точно известному адресату, либо неопределенному и неограниченному кругу получателей. В этом случае, А.А Брудный различает аксиальные и ретиальные коммуникативные процессы. Названия типов коммуникации происходят от латинских слов axis — «ось» и rete «сеть». Аксиальная коммуникация подразумевает передачу сообщения строго определенному, единичному получателю информации (например, телеграмма или личное письмо, доставленные конкретному лицу). Ретиальная коммуникация направлена множеству вероятных адресатов (как в радиопередаче или телевизионной программе, прием которой требует настройки на волну или на канал). Во втором случае, в отличие от первого, соответствие между получателем и источником информации становится «взаимно неоднозначным». Аналогично коммуникация организована и в других системах, которые пользуются сигналами. Например, в организме есть циркулируют вещества (инкреты), которые из желез внутренней секреции поступают прямо в кровь. Кровь омывает все без исключения органы живого организма и среди них те, которым данный инкрет необходим для развития и правильного функционирования. Однако внутри организма можно передавать информацию и по другому принципу, когда сообщение адресуется точно какому-нибудь органу. По этому принципу работает нервная система. В любую точку до которой доходят нервные окончания, приходит импульс из центральной нервной системы, адресованный именно в это место и рассчитанный на определенную реакцию.
Брудный, Арон Абрамович.