Chefeat.ru

Здоровое питание

Войпель

16-10-2023

Войпель
Мифология: Коми
Толкование имени: «ночное/северное ухо» или «северный ветер»
Упоминания: 1501 год

Во́йпель (др.-перм. Войпель) — божество в мифологии коми. Упоминается в Послании Митрополита Симона на Пермь Великую в 1501 году, который призывает паству «Войпелю-болвану не молиться и тризн ему не творить»[1]. Имя переводится, скорее всего, как «северный ветер» или «Владыка Севера»[2].

Содержание

Описание

Половой диморфизм

Идол Войпеля описывается как изображение четырёхликой женщины. Его половая принадлежность вызывает у исследователей вопросы: одной стороны, из фольклора народов коми следует, что Войпель — божество женского рода, однако его имя происходит от словосочетания «лесной дед, дедушка» — «вöр пöльö». Кроме того, ещё в начале ХIХ века у коми-пермяков существовало утраченное ныне слово «айпэл» в значении «мужчина»[1].

Вероятнее всего, именно Войпеля изображают многочисленные литые предметы пермского звериного стиля со множеством женских лиц[1].

Характер божества

Войпель был могущественным божеством, который благосклонно относился к людям. К нему обращались с просьбой, чтобы он оберег от болезней и порчи, а также отвел оружие врагов от народа коми или конкретного человека[1].

Считалось, что Войпель не любит шума, поэтому охотникам стоило не шуметь на охоте, иначе их мог замести снежный вихрь.[3][4] Согласно этому поверью во время колошения хлебов нельзя было громко полоскать бельё, детям — свистеть в свистульки, иначе северный ветер мог заморозить посевы[3].

В горах горный дух Шуа — ипостась Войпеля — мог превратить шумного путника в камень[3].

Место жительства

Жилище Войпеля расположено в Уральских горах, на второй по величине вершине Урала, именуемой «Гнездо ветров» или Тельпос-из (1 694 м)[3][2].

Поклонение

Ритуальные капища находились на вершинах холмов. Идол Войпеля стоял около священной берёзы в окружении изображений других богов, среди которых образ Войпеля был самым высоким. Около идола стоял котёл для жертвоприношений, в который складывали принесённые в жертву меха и выменянное у соседей серебро. Среди приношений Войпелю были камушки и речные раковины, которые также можно рассматривать как символ уха. В праздники ему жертвовали скот.[1]

Охотники стреляли в священное дерево или столб, находившийся рядом с идолом, для обеспечения хорошего промысла[1].

Отражение в искусстве

  • Автор эпической поэмы на языке коми «Биармия» Каллистрат Жаков в 1901 году написал статью «Языческое миросозерцание зырян».

В житии св. Стефана, епископа Пермского, (написанном Епифанием, который лично знал проповедника) говорится, что в селе Гам была кумирница и там были идолы языческих богов, между прочим Войпеля и Йомалы. Народная легенда о св. Стефане и волхве Паме утверждает, что возле кумирницы в Гаме был золотой кумир, внутри кумирницы серебряный и золотая старуха с ребенком на коленях. Слово Войпель значит ночь-ухо, ночное ухо, сторож ночи. Вой означает также север. Так как ветры в этом крае чаще дуют с севера, то Войпель — сторож севера и ветров и также ночной сторож — мог быть богом ветров и домашнего скота. Теперь покровителями скота являются св. Власий и св. Георгий[5].

  • В 1996 году М. Л. Герцманом был поставлен балет «Войпель» на сцене республиканского музыкального театра[6]. По мнению Уляшева О. И., образ Войпеля в балете трактуется «достаточно вольно и неполно»[7][8].

Примечания

  1. ↑ Мифология коми
  2. ↑ Северный ветер. Войпель почитался у коми как главный покровитель человеческого рода
  3. ↑ Войпель
  4. Легенда о благословенной земле / Шуричева Н., Титова Е.
  5. Языческое миросозерцание зырян, К.Жаков (1901)
  6. Государственный театр оперы и балета республики Коми. История театра
  7. Мифология в современном искусстве коми
  8. Уляшев Олег Иванович

Ссылки

  • Мифология коми

Войпель.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13