Chefeat.ru

Здоровое питание

В рабочий полдень

18-10-2023

В рабочий полдень
Жанр Радиогазета /
Концерт по заявкам
Режиссёр Т. Е. Краснушкина
Ведущий М. В. Фомина (1970-е)
Л. Дубовцева, Г. Гордеева, Л. Борзяк (1977—1990)
Начальная тема «Песня о встречном»
Композитор Б. Корнилов
Страна производства СССР
Производство
Продолжительность 90 минут /
30 минут
Вещание
Период трансляции 1920-е2000
Хронология
Похожие передачи «Земля и люди»
«Сельские встречи»

«В рабочий полдень» — популярная передача для трудящихся, шедшая на «Всесоюзном радио» и «Радио-1» по заявкам радиослушателей[1]. Передача начала выходить в эфир с появлением «Всесоюзного радио» в сер. 1920-х гг. Последний выпуск передачи на «Радио-1» вышел 14 мая 2000 г. в связи с закрытием радиостанции. Существует множество подобных по названию и содержанию передач на коммерческих радиостанциях и телеканалах, появившихся после развала Советского Союза.

Содержание

История появления

В последние годы первой и в годы второй пятилетки радиовещание в Советском Союзе велось утром с 6 до 8 часов утра, затем с 10 до 12 часов, и вечером с 18 до 24 часов. Таким образом, рабочие, собираясь на работу, в обеденный перерыв и в вечерние часы отдыха имели возможность слушать радио. Именно в эти годы зародилась популярная радиопередача «В рабочий полдень»[2]. Дневной пик совпадает с обеденным перерывом на предприятиях и учреждениях. Не случайно, что рост численности аудитории Советского радио произошел за счёт тех людей, которые слушали концерт «В рабочий полдень», составленный традиционно по заявкам трудящихся[3]. Вечерний пик был обусловлен интересом слушателей к международной и внутрисоюзной информации[4].

Позже, в музыкальной редакции «Всесоюзного радио» был создан целый отдел, который так и назывался: «Отдел концертов по заявкам». В те времена непосредственного общения со слушателями в прямом эфире просто не было, а форма диалога – письмо-ответ – была необходима и для проверки вкусов слушательской аудитории, и для роста рейтинга самих передач. Письма и их количество как раз и были главным показателем рейтинга[5].

Формат передачи

«В рабочий полдень»
Запись эфира передачи (фрагмент). Ведёт Елена Суханова
Помощь по воспроизведению

Передача велась в формате радиогазеты — концерта по заявкам трудящихся: Диктор зачитывал письма слушателей с приветами и поздравлениями. Включалась музыкальная дорожка по заявкам трудящихся. В гости к ведущему (ведущей) в студии приглашались советские певцы и композиторы, актёры и писатели, которые выступали в роли «почтальонов», зачитывая письма слушателей. Порой, сами ведущие делали выездные сессии передачи, приезжая в дома культуры производственных объединений и предприятий. Встречи записывали на радийную аппаратуру, затем передавали в эфир для слушателей уже всей страны. Приглашенные гости выступали перед трудовыми коллективами и охотно отвечали на многочисленные вопросы. Начало систематическим выездам коллективов радио к своим слушателям было положено ещё в начале 1930-х[6].

Передача имела постоянное время в эфире — время обеденного перерыва на территории большей части страны[Прим. 1]; в некоторых регионах, если обед с выходом передачи не совпадал, на небольших производствах это время могли поменять в ущерб рабочему графику[5]. Изначально передача «В рабочий полдень» велась с 11 часов 30 минут до часу дня ежедневно, кроме субботы и воскресенья[7]. Передачу предварял концерт молодых исполнителей (по завершении передачи также начинался концерт). Позже, время вещания сократили до 30 минут с 12 часов 30 минут до часу дня. В 20-е—30-е годы в передаче ставили также музыку с концертов камерной музыки. В 70-е, начале 80-х в моде были поездки деятелей искусств на комсомольские стройки, по возвращении с которых в эфире передачи отчитывались и Александра Пахмутова с Николаем Добронравовым, и Марк Фрадкин, и Михаил Пляцковский, Владимир Шаинский и Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха и многие другие, чьи имена были известны стране и любимы слушателями[5].

В конце 70-х, в рамках передачи появилась рубрика-концерт «Знакомы ли вам эти произведения?» Суть заключалась в том, что зачитывалось письмо о любимом музыкальном произведении, оно звучало, но название его слушатели должны были угадать сами. Для подсказки ведущим рассказывалась какая-нибудь занимательная история, связанная с этим произведением. В основном, это была классическая музыка и, вопреки мнению, что такая музыка успехом у советской аудитории не пользовалась, именно эта рубрика долгое время оставалась лидирующей рубрикой передачи[5].

Популярность

В советские годы под названием «Рабочий полдень» выходила не только радиопередача. Также выпускалась профсоюзная газета «Рабочий полдень». Под одноименным названием проходили выездные тематические часы с трудящимися предприятий и организаций СССР.

Со временем, название передачи стало своеобразным фразеологизмом. В частности, поэт и рок-бард Александр Башлачёв в своей песне «Подвиг разведчика», говоря о герое, проснувшемся с похмелья, поёт: «В рабочий полдень я проснулся стоя…», явно обыгрывая название радиопередачи. Илья Резник написал в шуточном скетче: «И замирает вся страна, когда идет «Рабочий полдень!».

В программе «Утро с Владимиром Соловьевым» на радиостанции «Вести ФМ», популярный ведущий рассказал следующий анекдот о передаче[8]:

Наш слушатель Пётр Сергеевич Иванов, токарь-инструментальщик из Орла, просит, чтобы мы поставили для него песню «Валенки» в исполнении народной любимицы Руслановой. И замечательный ударник социалистического труда, знатный хлебороб совхоза 25-летия Октября Закавпавсский Алеко Дундич также просит песню «Валенки». И только инженер Абрамович из Москвы хочет слышать песни группы The Beatles «Hey Jude». Вот что, Абрамович, не выпендривайтесь, слушайте «Валенки»!

Современность

Как отмечает автор и ведущая передачи, заслуженный работник культуры РФ Людмила Дубовцева, сверхпопулярность передачи даже сегодня даёт о себе знать — некоторые современные коммерческие радиостанции обращаются к этой рубрике на своем начальном пути завоевания аудитории[5]. Помимо радиостанций подобные передачи включают в свою программу вещания телеканалы. Так, например, одноименная передача в теливизионном формате шла в эфире телеканала 100 ТВ.

11 марта 1996 году на четвертом канале ВГТРК «Российские университеты» вышел первый выпуск телепередачи «В рабочий полдень», продюсером которой был Ефрем Амирамов. Программа, выходила ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, освещала все сферы общественной жизни, за исключением политики. С 1997 года передача стала выходить на телеканале РТР. После успеха «Старых песен о главном I», руководство российского канала попыталось возродить знаменитую радиопередачу «В рабочий полдень» в телевизионном варианте. Но, выдержав всего несколько эфиров, в связи с финансовыми трудностями, возникшими после августовского кризиса 1998 года, работа над проектом была прекращена и программа исчезла из сетки вещания по причине низкого рейтинга. Её место заняла передача о фольклорной музыке «За околицей»[9].

Ниже представлен ряд схожих, по названию или содержанию, проектов современных коммерческих радиостанций:

Русскоязычные радиопередачи выдержанные в духе советской «В рабочий полдень», появившиеся после 1990 года
Федеральные радиостанции и станции ближнего зарубежья
Радиостанция Название передачи Ведущий
Эхо Москвы «В рабочий полночь» Алексей Кашпур
Хит FM «Хит в рабочий полдень» Анюта Глазкина
Маяк «В рабочий полдень»
«Музыка в подарок»
Мега Радио «Рабочий полдень
с Коляном-Бодуном»
Сергей Сивохо
Радио «Скиф» «Рабочий полдень»
и «Нерабочий полдень»
(по выходным дням)
Радио «Палитра» «Полдень» Гага Гобронидзе
и Марико Дарчия
«Первое Радио» «В рабочий полдень»
Региональные радиостанции
Радиостанция Название передачи Ведущий
Радио-1-Культура «В рабочий полдень»
МТРК «Мир»
О'Кей-радио «В рабочий полдень
с «Очаково»
«Радио-Ливны» «Рабочий полдень»
Радио «Компас» Дмитрий Француз
и Мария Пономарёва
Радио «Радужный»

См. также

Примечания

  1. Территория одной только РСФСР в те годы располагалась в 11 часовых поясах (см. Часовые пояса России)

Источники

  1. Культурное строительство: Радиовещание и телевидение // Большая советская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — Т. 24. — С. 416.
  2. Исаев В. И. Задачи и пути социалистической перестройки быта // Быт рабочих Сибири: 1926-1937 гг. — Новосибирск: Изд-во «Наука», Сибирское отделение, 1988. — С. 147. — 240 с. — 1 тыс, экз.
  3. Фирсов Б. М. Информирование и просвещение народных масс в условиях социалистического общетсва // Пути развития средств массовой коммуникации: Социологические наблюдения. — Л.: Изд-во «Наука», Ленингр. отд-ние, 1977. — С. 122. — 188 с.
  4. Фирсов Б. М., Муздыбаев К. К построению системы показателей использования средств массовой коммуникации // Институт научной информации по общественным наукам (Академия наук СССР), Институт социологических исследований (Академия наук СССР) Социологические исследования : Журнал. — М.: Изд-во «Наука», 1974. — № 1. — С. 117. Тираж — 3 тыс. экз.
  5. ↑ В рабочий полдень (HTML). Статья. Музей радио и телевидения, ТЦ Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 13 сентября 2011.
  6. Степанов З. В. Художественное радиовещание // Культурная жизнь Ленинграда двадцатых — начала тридцатых годов. — Л.: Изд-во «Наука», Ленингр. отд-ние, 1976. — С. 227. — 288 с. — 5 тыс, экз.
  7. Новая советская волна в эфире // Наши достижения : Ежемесячный журнал / Отв. ред. М. Горький. — М.: Типография госиздата «Красный пролетарий». Журнально-газетное отделение, 1930. — № 1. — С. 147.
  8. Народ зарывает таланты в землю (HTML). Беседа в студии. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 13 сентября 2011.
  9. Угадай мелодию в рабочий полдень // Коммерсантъ : Газета. — М.: ЗАО «Издательский дом «Коммерсантъ», 31 января 1997. — № 1 (1183).

В рабочий полдень.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13