Chefeat.ru

Здоровое питание

Гафури

16-10-2023

Леонардо да Винчи (?). Портрет музыканта (1485). Pinacoteca Ambrosiana, Милан.

Франкино Гафу́ри, или Франкин Гафу́рий (Franchinus Gaffurius/Gafurius, Franchino Gaffurio/Gafori etc.) (14 января 1451(14510114), Лоди25 февраля 1522, Милан) — итальянский теоретик музыки и композитор. Теоретические труды писал на латинском и итальянском языках. Наиболее известен трактат Гафури «Музыкальная практика», в четырёх книгах. Автор 18 месс, 11 магнификатов, нескольких десятков мотетов.

Содержание

Биография

Изучал теологию и был певчим в бенедиктинском монастыре родного города, там же был рукоположен в священники в 1473 или 1474 году. В 1474-75 годах жил в Мантуе. В 1476-77 годах преподавал музыку в Вероне и Генуе. С 1478 жил в разных городах Италии, служил капельмейстером в соборах Неаполя, Бергамо, с 1484 капельмейстер кафедрального собора в Милане. Профессор музыки Миланского университета (1497; сам себя гордо именовал Regius musicus). Оставался в Милане и после завоевания города французами в 1500. Ранее предполагалось, что на «Портрете музыканта»[1], который иногда приписывают Леонардо да Винчи, изображен Гафури. Ныне это предположение оспаривается.

Титульная иллюстрация трактата Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518). Надпись по периметру: Franchini Gafurii Laudensis tria de musicis volumina - theoricam ac practicam et harmoniam instrumentorum - accuratissime scripsit[2]. Стоя на кафедре, Гафури изрекает древнюю истину: Harmonia est discordia concors[3].

Музыкально-теоретическое учение

В начале научной деятельности испытал сильное влияние Боэция, также хорошо знал Маркетто Падуанского (собственноручно переписал его трактат «Lucidarium»), Франко Кёльнского, Иоанна де Муриса, Уголино из Орвието. В трактате «Музыкальная практика» очевидно влияние Иоанна Тинкториса, вплоть до копирования его нотных примеров. Под влиянием передовых гуманистов в Милане в 1490-х годах стремился освоить оригинальные трактаты греческих философов и музыкантов. Не зная греческого языка, заказывал переводы. В позднем трактате «Труд о гармонии музыкальных инструментов» ощутимо влияние гармоники Птолемея; в частности, опираясь на Птолемея, он впервые дал описание синтонической (напряжённой) диатоники.

Более 20 лет состоял в полемической переписке с болонским учёным Джованни Спатаро (1458-1541). Эта грандиозная полемика, начавшаяся вокруг критики в трактатах Гафури учителя Спатаро Рамоса де Парехи и расширившаяся затем далеко за пределы теории Рамоса, нашла отражение в трёх трактатах Гафури («Апология», «Первое послание» и «Второе послание») и двух трактатах Спатаро[4].

Трактаты и переводы

  • Theoricum opus musice discipline («Теоретический труд о предмете музыки», издан в Неаполе, 1480);
  • Theorica musicae («Музыкальная теория»; издан в Милане, 1492); англ. перевод: W.K. Kreyszig (New Haven, CT, 1993);
  • Tractato vulgare del canto figurato («Трактат о многоголосной музыке, на итальянском языке», издан в Милане, 1492); напечатан под именем его ученика Франческо Казы (Caza); представляет собой сокращённую итальянскую версию 2-й кн. трактата «Музыкальая практика»; нем. перевод: J. Wolf (Berlin, 1922);
  • Practica musice («Музыкальная практика», издан в Милане, 1496); англ. перевод: Clement A. Miller, в кн.: Musicological Studies and Documents, XX (1969); издание и англ. перевод: I. Young (Madison, WI, 1969);
  • Angelicum ac divinum opus musice («Ангельское и божественное назначение музыки»; издан в Милане, 1508), на итальянском языке, в основе — трактат «Музыкальная практика»;
  • De harmonia musicorum instrumentorum opus («Труд о гармонии музыкальных инструментов», издан в Милане, 1518);
  • Apologia... adversus Joannem Spatarium et complices musicos bononienses («Апология против Джованни Спатаро и его сторонников, болонских музыкантов», издана в Турине, 1520);
  • Epistula prima in solutiones obiectorum Io. Vaginarii Bononien. («Первое послание — ответ на возражения болонца Джованни Ваджинарио»[5], издано в Милане, 1521);
  • Epistula secunda apologetica («Второе апологетическое послание», издано в Милане, 1521)
  • Extractus parvus musicae, («Краткий конспект учения о музыке», ок.1474); ed. F.A. Gallo (Bologna, 1969);
  • Tractatus brevis cantus plani («Краткий трактат о плавном пении», ок.1474);
  • Theorie musice tractatus (Трактат по теории музыки, ок.1479); ранняя, рукописная редакция трактата «Theoricum opus musice»;
  • Musices practicabilis libellum («Книжечка о музыкальной практике», 1480), ранняя, рукописная редакция 2-й книги трактата «Музыкальная практика»;
  • Tractatus practicabilium proportionum («Трактат об употребительных числовых отношениях», ок.1482), ранняя, рукописная редакция 4-й книги трактата «Practica musice»;
  • Micrologus vulgaris cantus plani («Микролог о плавном пении, на итальянском языке», ок.1482);
  • Liber primus musices practicabilis («Книга первая музыкальной практики», 1487); ранняя, рукописная версия кн.1 трактата «Музыкальная практика»;
  • Glossemata quaedam super nonnullas partes theoricae Johannis de Muris («Некоторые глоссы к отделам музыкальной теории Иоанна де Муриса», 1499).

Примечания

  1. «Pinacoteca Ambrosiana».
  2. Франкин Гафурий из Лоди тщательнейшим образом написал три тома о музыке - о теории, о практике и о музыкальных инструментах.
  3. Гармония — это согласие разногласного.
  4. «Dilucide et probatissime demonstratione» (1521) и «Errori de Franchino Gafurio» (1521)
  5. Буквально «торговца ножнами» (лат. vagina - ножны; оно же означает влагалище), латинское заглавие вышучивает имя Спатаро (Спадаро), от итал. spada (spata) меч. Дед Спатаро был торговцем оружием.

Литература

  • Praetorius E. Die Mensuraltheorie des Franchinus Gafurius und der folgenden Zeit bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts. Leipzig, 1905.
  • Kinkeldey O. Franchino Gafori and Marsilio Ficino // Harvard Library Bulletin, I (1947), pp.379–82.
  • Caretta A., Cremascoli L., Salamina L. Franchino Gaffurio. Lodi, 1951.
  • Miller C.A. Gaffurius's Practica Musicae: origin and contents // Musica Disciplina, XXII (1968), pp.105–28.
  • Miller C.A. Early Gaffuriana: New answers to old questions // Musical Quarterly, LVI (1970), pp.367–88.
  • Palisca C. Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven: Yale University Press, 1985 (см. с. 191-232).
  • Airoldi R. La teoria del temperamento nell' età di Gioseffo Zarlino. Cremona, 1989.
  • A correspondence of Renaissance musicians, ed. by B.J. Blackburn, E.E. Lowinsky, C.A. Miller. Oxford, 1991.

Ссылки

  • Extractus parvus musicae (издание Ф.А.Галло)
  • Glossemata <...> super partes theoricae <...> Iohannis de Muris (по миланской рукописи)
  • Practica musice, кн.1 (по репринту издания 1496 года)
  • Practica musice, кн.2 (по репринту издания 1496 года)
  • Practica musice, кн.3 (по репринту издания 1496 года)
  • Practica musice, кн.4 (по репринту издания 1496 года)
  • Theorica musice, кн.1 (по репринту издания 1492 года)
  • Theorica musice, кн.2 (по репринту издания 1492 года)
  • Theorica musice, кн.3 (по репринту издания 1492 года)
  • Theorica musice, кн.4 (по репринту издания 1492 года)
  • Theorica musice, кн.5 (по репринту издания 1492 года)
  • De harmonia musicorum instrumentorum opus (скан издания 1518 года)

Гафури.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13