Chefeat.ru

Здоровое питание

Дромон

12-10-2023

Дромон (одна из интерпретаций).

Дромон (от др.-греч. δρόμος — бег) — быстроходное парусно-гребное судно византийского военно-морского флота с V по XII век.

Изначально это был лёгкий, быстроходный (название в переводе означает — «бегун») и маневренный корабль с одним рядом вёсел (или, возможно, двумя), возникший как разновидность позднеримской либурны — основы флота Империи ещё со времён Августа. Видимо, это было неофициальное обозначение. Формально в ранневизанитийское время продолжали использоваться термины «монера», «диера», «триера» и другие античные названия. Не вполне понятно также, как соотносились такие названия, как дромон и chélandion — «хеландион», «хеландия», «геландия». Обычно считается, что это были корабли одного класса, но различных типов.

На протяжении своего существования дромон прошёл через длительный эволюционный процесс, в ходе которого стал качественно новым кораблём. Постепенно появилось латинское парусное вооружение, античный таран-ростр в основном исчез или был заменен надводным шипом — шпироном. К концу IX века, после исчезновения более крупных полирем, дромон уже стал тяжёлым парусно-гребным кораблём. В этом виде дромон имел 1—2 ряда вёсел, высокие борта и боевые площадки на носу и корме, где располагались галереи для лучников и находились катапульты. Крупные корабли могли иметь предназначенную для воинов башню примерно посередине корпуса. Видимо, могли дромоны нести и огнемёты — сифоны. Парусное вооружение состояло из 1—2, реже 3 мачт с латинскими парусами. Рулевое устройство составляли два навесных весла, по одному на каждый борт. Именно такой тяжёлый дромон изображён на приведённой в статье реконструкции на основе византийского текста, датируемого IX веком (вызывающей, тем не менее, большие споры).

Начиная со второй половины VII века, дромоны оснащались огнеметными устройствами — сифонами, закрытыми котлами с медными трубами для метания «греческого огня».

Огнеметание сифонофора. Очевидно, изображённый корабль относится к более лёгкому, чем дромон, типу.

Согласно современным представлениям и реконструкциям, длина судна варьировалась от 30 до 50 метров, ширина — от 6 до 7 метров. Экипаж составлял, в зависимости от размера, от 100 до 300 человек. Корпус имел достаточно полные обводы, закруглённый форштевень без подводного тарана и такой же ахтерштевень, оканчивающийся высоким акростолем или же парными хвостовыми украшениями. Гребцы нижнего яруса располагались под палубой, на установленных внутри корпуса скамьях, а верхнего — на сидениях, прикреплённых к палубе. Всё эти данные являются весьма оценочными и приблизительными, так как в целом о византийском флоте мы имеем очень мало данных.

Дромоны по византийскому образцу строили и в арабском мире, и в средиземноморской Европе, например в Италии при Теодорихе (рубеж V—VI вв. н. э.). Это был не только боевой, но и торговый корабль, причём вероятно, что торговые варианты отличались от военных конструктивно. Существовали также специализированные транспортные дромоны и хеландии в составе византийского флота, в основном служащие для перевозки лошадей.

Ссылки

  • Хельмут Ханке — Люди, корабли, океаны
  • Валерий Потапов — Дромон
  • В. Дыгало, М. Аверьянов — История корабля

Дромон.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13