15-10-2023
Дунганское восстание | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||
Противники | |||||||||
Мусульманские повстанцы (до 1865) Йеттишар (с 1865) Российская империя (с 1871) |
Цинская империя |
Дунганское восстание в Шэньси и Ганьсу (кит. 陕甘回民起义, Shǎn-Gān Huímín Qǐyì) — восстание дунган (хуэйцзу, хуэйминь) и некитайских мусульманских национальных меньшинств (салар, уйгуров, казахов, киргизов) северо-западного Китая против Цинской империи в 1862-77 годах. Примерно в то же время восстали и мусульмане Юньнаня на юго-западе Китая (см. Panthay Rebellion). Поражение восстания привело к переселению группы китайских дунган на территорию Российской империи (современная Киргизия и сопредельные государства СНГ) и юго-западной Монголии.
Содержание |
Восстания ходжей — восстания уйгур, а также дунган, казахов, киргизов и других народов в Синьцзяне в 20-40-е годы ХIX столетия под руководством ходжей (потомков бывших правителей Восточного Туркестана) против национального гнёта цинских (маньчжуро-китайских) властей.
Наиболее массовым и продолжительным было восстание Джангир-ходжи (или Джегангира), сына Самсак-ходжи, последнего представителя рода белогорских ходжей. Первые попытки поднять восстание относились к 1820 году, затем к 1824—1825 годам. После вступления Джангира в Кашгарский округ в июле 1826 года восстание распространилась на наиболее крупные города Восточного Туркестана — Кашгар, Яркенд, Хотан и другие, где повстанцы держались более полутора лет. В конце 1827 года восстание было подавлено.
В 1830 году вспыхнуло новое восстание, возглавляемое старшим братом Джангира-Юсуфом-ходжой и поддержанное кокандским ханом Мамед-Али, которое было разгромлено в конце того же года. В 1847 году было поднято новое восстание под руководством племянников Джангира, известное в истории, по числу его руководителей, как «восстание семи ходжей». Это также было подавлено в том же году.
Восстания ходжей проходили под религиозными лозунгами и призывали население к борьбе с «неверными». В то же время имели направленность на уничтожение иноземного гнёта и создание уйгурского национального государства.
Китайцы-мусульмане (дунгане) неоднократно восставали против Цинской династии Китая, например в 1781 и 1783 гг. В начале 1860-х годов успешное восстание стало казаться более возможным, так как имперские войска были заняты борьбой с тайпинами (1850-64), а также с няньцзюньскими повстанцами (1852—68) Чжана Лосина. С приближением тайпинов к Шэньси, местные китайцы с одобрения властей создают отряды ополчения (кит. трад. 團練, упр. 团练, пиньинь: tuanlian, палл.: туаньлянь); опасаясь про-правительственных ополченцев, дунгане создают свои собственные отряды туаньлянь.
В 1862 г. во многих районах Шэньси разрозненные столкновения между китайскими и дунганскими вооруженными формированиями слились в широкомасштабное восстание. К концу 1862 г. повстанцы осадили столицу провинции, г. Сиань, осада которого была снята войсками цинского генерала До Лунъа ( кит. упр. 多隆阿, пиньинь: Duo Longa) только осенью 1863 г. Во главе восстания встало духовенство секты «Синьцзяо», объявившее «священную войну» против «неверных». Центрами восстания стали мечети, при них были созданы склады продовольствия и оружия, а также госпитали. Под знамя джихада встали и местные солдаты-мусульмане. Взрыв исламского фанатизма привёл к китайско-дунганской резне, которая охватила десятки уездов, при этом с каждой стороны погибло до нескольких сот тысяч человек. Многие китайцы, спасая свои жизни, на время приняли ислам.
В Шэньси движение охватило в основном сельские районы, за оружие взялись главным образом крестьяне, тогда как дунганское купечество и землевладельцы сохраняли нейтралитет. Это позволило цинским войскам к концу 1864 года разгромить повстанцев. Многие дунганские повстанцы отступили из Шэньси в Ганьсу (которая в те годы включала теперешний Нинся и северный Цинхай).
Тем временем среди дунган в Синьцзяне (как военнослужащих в цинских гарнизонах, так и гражданского населения) стали распространяться слухи о том, что властями готовится резня дунган с целью предотвращения распространения антиправительственного восстания в этот регион. Хотя документы имперского правительства утверждают, что ничего подобного не планировалось, по крайней мере на центральном уровне, в Кашгаре, согласно многим источникам, такая резня действительно случилась летом 1864 г. В других городах региона (Урумчи, Куча, Кульджа, Ярканд) дунганские солдаты и офицеры тамошних гарнизонов решили опередить события и восстать первыми. Местное тюркоязычное население (уйгуры, в современной терминологии) как правило вскоре присоединялось к восставшим дунганам, однако, как правило, не без соперничества между представителями двух групп в каждом очаге восстания, иной раз переходящие в кровопролитную борьбу за власть.
Хотан, в южной части Таримского бассейна был исключением: дунган там было мало, и восстание было главным образом уйгурским.
К концу 1864 года группы восставших овладели большей частью Синьцзяна, осадив цинские войска в их крепостях.
В Кашгарском крае, где силы дунган были ослаблены превентивной резней, повстанцы — среди которых важную роль играли киргизы Сидик-бека — были долго не в состоянии взять ни китайскую (маньчжурскую) крепость, ни укреплённый мусульманский город. Они обратились за помощью в Коканд, правители которого и укрывающиеся там «белогорские ходжи» (потомки суфийского лидера XVII в. Аппак Ходжи) имели долгую историю вмешательства в кашгарские дела.
В начале 1865 г., кокандская помощь прибыла в Кашгарию, в лице Бузург Ходжи (представителя молодого поколения белогорских ходжей, отец и старший брат которого уже неоднократно пытались обосноваться в качестве владетелей Кашгара), и группы кокандских офицеров во главе с Якуб-беком. В течение нескольких лет Якуб-бек захватил практически всю провинцию, создав государство Йеттишар («Семиградье»).
Тем временем отступившие из Шэньси повстанцы взбунтовали всю провинцию Ганьсу, где ареной борьбы стали не только деревни, но и города. Здесь в неё включились мусульманское купечество и часть землевладельцев. На сторону повстанцев перешёл ряд крупных чиновников-мусульман. Такого рода «единый фронт» и жёсткая дисциплина секты «Джахрия» (Jahriyya), известная китайцам как «новое учение» («Синьцзяо»), придали движению организованность, во главе его встал главный мулла, богатый купец и крупный землевладелец Ма Хуалун. Его базой стала крепость Цзиньцзи в Нинся. Занятое добиванием тайпинов цинское правительство не могло в то время выделить достаточное количество войск для подавления этого восстания.
В феврале 1867 года наместником наместничества Шэньгань (в это наместничество входили территории провинций Шэньси и Ганьсу) был назначен Цзо Цзунтан, одновременно ему дали звание чрезвычайного императорского уполномоченного, чтобы он мог распоряжаться войсками в провинции Шаньси. Рационально подойдя к делу, Цзо выдвинул принцип: «Сначала — няньцзюни, потом — дунгане», и двинул свои опытные войска добивать няньцзюней, с последними из которых было покончено летом 1868 года в районе пересечения Хуанхэ с Великим каналом.
В конце 1868 года войска Цзо Цзунтана двинулись в провинцию Шэньси. Они состояли из солдат Сянской и Хуайской армий, имели богатый боевой опыт и современное вооружение. Начал в 1869 году карательный поход в Шэньси, Цзо Цзунтан действовал с невероятной даже для маньчжуров жестокостью, поголовно уничтожая всех мусульман, массами бежавших в Ганьсу. Отчасти это объясняется крайней жестокостью восставших в отношении мирного немусульманского населения. «Право не верится, когда слышишь рассказы о жестокости дунган-инсургентов, способных, по взятии известного селения, собрать всех и детей и положив их в круг, составленный из матерей, произвести своего рода молотьбу гранитным призматическим валом, таща последний впряженными быками и лошадьми по головам несчастных малюток, оглашавших окрестности стоном. Зрелище это очень удручало когда, в заключение варварской забавы, дунгане поднимали нескольких детей на копья, вращая их перед глазами переживавших ужас матерей»[1]. Ожесточённые бои на границе этих провинций длились несколько месяцев.
Дунганское восстание.