04-08-2023
"Евре́йская самоне́нависть" (нем. Judischer Selbsthass) - термин, используемый в контексте лиц еврейской национальности, придерживающихся антисемитских убеждений.[1]. Концепция получила широкое распространение после публикации в 1930 году книги Теодора Лессинга «Der Jüdische Selbsthass» ("Еврейская самоненависть"), в которой предпринимались попытки объяснить распространенность антисемитизма в среде еврейской интеллигенции. Еврейская самоненависть описывалась как невротическая реакция на внешний антисемитизм, при которой евреи принимали, распространяли или даже преувеличивали основные положения антисемитизма.[2]. Термин стал "одним из ключевых оскорбительных понятий в дискуссиях о сионизме времен Холодной войны".[3]
Выражения «еврейская самоненависть» и «еврейский антисемитизм» были впервые использованы в немецко-еврейской публицистике на рубеже 19-го и 20-го веков. Особое влияние на распространения этого термина оказали рассуждения Теодора Лессинга, который в 1930 году опубликовал книгу под названием «Еврейская самоненависть». В своей книге Лессинг в качестве примеров приводит биографии: Пауля Рэ, Отто Вейнингера, Артура Требитша, Макса Штайнера, Уолтера Кейла и Максимилиана Гардена.
Появлению термина послужила начавшаяся в середине 19-го века полемика между немецкими ортодоксальными евреями Вроцлавской школы и сторонниками Реформистского иудаизма[4]. Каждая сторона обвиняла другую в предательстве основ еврейской идентичности[5], в частности ортодоксальные евреи обвиняли реформистских в том, что те идентифицируются скорее с немецким протестантизмом и немецким национализмом, чем с иудаизмом[6].
В ходе немецко-еврейской ассимиляции в 19-ом веке, давление, которому подвергались молодые люди из привилегированных еврейских кругов, спровоциоровало реакцию, позднее известную как «еврейская самоненависть». Она имеет не просто политические корни, но в первую очередь психо-эмоциональные»[7]. Элон использует термин «еврейская самоненависть» в качестве синонимичного понятию «еврейский антисемитизм». «Одним из самых известных австрийских антисемитов был Отто Вейнингер, талантливый молодой еврей, опубликовавший книгу «Пол и характер», в которой он жестко критикует женское начало, а также еврейскую сущность.
„Еврей -- это бесформенная материя, существо без души, без индивидуальности. Ничто, нуль. Нравственный хаос. Еврей не верит ни в самого себя, ни в закон и порядок".
Элон считает еврейский антисемитизм одной из причин роста антисемитизма в целом: Книга (Вейнингера) способствовала появлению типично венской поговорки - антисемитизм не воспринимается всерьез, пока его не принимают сами евреи.
Австро-еврейский журналист, Антон Ку, писал в своей книге «Евреи и немцы» о бесполезности концепции «еврейского антисемитизма» и необходимости ее замещения понятием «еврейской самоненависти». Однако термин получил широкое распространение только после публикации в 1930-ом году книги Теодора Лессинга «Еврейская самоненависть». Книга показывает путь Лессинга от еврея-самоненавистника до сиониста. Лессинг был расстрелян нацистами вскоре после прихода Гитлера к власти.
Проблема периодически обсуждалась в научной литературе по социальной идентичности. Такие исследования часто ссылаются на Курта Левина и используются в качестве доказательства того, что люди предпринимают попытки дистанцировать себя от принадлежности к группам с плохой репутацией, поскольку они в определенной степени разделяют негативное мнение большинства по отношению к своей группе, а также из-за того, что их социальная идентичность является препятствием для достижения высокого социального статуса[8]. Современные труды по социальной психологии используют для описания подобного рода явлений такие термины, как «самостигматизация» и «ложное сознание»
Кеннет Левин, историк и психиатр Гарвардской Медицинской Школы утверждает, что еврейская самоненависть может быть вызвана двумя основными причинами: Стокгольмский синдром, в соответствии с которым «некоторые группы населения, постоянно находящиеся в угнетенном положении, зачастую принимают обвинения агрессоров, какими бы нелепыми и оскорбительными они ни были». Второй причиной Левин называет динамическую психологию детей, подвергающихся жестокому отношению, которые почти всегда возлагают вину за сложившуюся ситуацию на себя, убеждая себя в том, что они «плохие», и став «хорошими» они смогут смягчить гнев своих обидчиков и покончить со своими мучениями[9].
Термин используется в еврейских изданиях, таких как The Jewish Week (Нью-Йорк) и The Jerusalem Post (Иерусалим) во множестве контекстов, часто в качестве синонима еврейского антисемитизма, как выражение критики по отношению к артистам или художникам, изображающих евреев в негативном свете; в качестве краткого описания предполагаемого психологического конфликта в художественной литературе; в статьях об упадке традиций (напр. свадьбах или обрезании), а также для дискредитации евреев, критикующих израильскую политику или какие-либо определенные еврейские порядки[8]. Так или иначе, наиболее широкое распространение термин получил в связи с дискуссиями вокруг Израиля. "В этих дискуссиях сионисты правого крыла утверждают, что сионизм и поддержка Израиля являются ключевыми элементами еврейской идентичности. Отсюда следует, что евреи, критикующие израильскую политику отказываются от собственной еврейской идентичности[8].
Уже изначальная формулировка понятия и публикации на соответствующую тему,, в первую очередь получившая широкое распространение книга Лессинга, столкнулись с жесткой критикой. Ранние исследования оценивали данный термин как спорный, в частности в такой форме:
"В качестве объяснения поведения еврейской интеллигенции понятие «еврейская самоненависть» вызывает больше проблем, чем могло бы решить. Прежде всего, термин выявляет необходимость введения общего определения еврейской идентичности, что в последнее время не представляется возможным, по крайней мере начиная с Эпохи Просвещения".[10]
С одной стороны, сторонники теории как правило стараются подчеркнуть, что предполагаемая «еврейская самоненависть» является попыткой вырваться из унизительного положения – при этом собственная идентичность, не в последнюю очередь на основании враждебного отношения, отрицается или приобретает негативную окраску. С этой точки зрения Еврейская самоненависть является следствием антисемитизма. С другой стороны, исторические документы, якобы доказывающие существование «еврейской самоненависти» чаще всего используются для усиления антисемитских идей. И, наконец, сами евреи оценивают выражения «еврейской самоненависти» как явление, одновременно обусловленное антисемитизмом, так и служащее его дальнейшему распространению.
Еврейская самоненависть.