Chefeat.ru

Здоровое питание

Еврейская самоненависть

04-08-2023

Перейти к: навигация, поиск

"Евре́йская самоне́нависть" (нем. Judischer Selbsthass) - термин, используемый в контексте лиц еврейской национальности, придерживающихся антисемитских убеждений.[1]. Концепция получила широкое распространение после публикации в 1930 году книги Теодора Лессинга «Der Jüdische Selbsthass» ("Еврейская самоненависть"), в которой предпринимались попытки объяснить распространенность антисемитизма в среде еврейской интеллигенции. Еврейская самоненависть описывалась как невротическая реакция на внешний антисемитизм, при которой евреи принимали, распространяли или даже преувеличивали основные положения антисемитизма.[2]. Термин стал "одним из ключевых оскорбительных понятий в дискуссиях о сионизме времен Холодной войны".[3]

Выражения «еврейская самоненависть» и «еврейский антисемитизм» были впервые использованы в немецко-еврейской публицистике на рубеже 19-го и 20-го веков. Особое влияние на распространения этого термина оказали рассуждения Теодора Лессинга, который в 1930 году опубликовал книгу под названием «Еврейская самоненависть». В своей книге Лессинг в качестве примеров приводит биографии: Пауля Рэ, Отто Вейнингера, Артура Требитша, Макса Штайнера, Уолтера Кейла и Максимилиана Гардена.

История

Появлению термина послужила начавшаяся в середине 19-го века полемика между немецкими ортодоксальными евреями Вроцлавской школы и сторонниками Реформистского иудаизма[4]. Каждая сторона обвиняла другую в предательстве основ еврейской идентичности[5], в частности ортодоксальные евреи обвиняли реформистских в том, что те идентифицируются скорее с немецким протестантизмом и немецким национализмом, чем с иудаизмом[6].  

В ходе немецко-еврейской ассимиляции в 19-ом веке, давление, которому подвергались молодые люди из привилегированных еврейских кругов, спровоциоровало реакцию, позднее известную как «еврейская самоненависть». Она имеет не просто политические корни, но в первую очередь психо-эмоциональные»[7].  Элон использует термин «еврейская самоненависть» в качестве синонимичного понятию «еврейский антисемитизм». «Одним из самых известных австрийских антисемитов был Отто Вейнингер, талантливый молодой еврей, опубликовавший книгу «Пол и характер», в которой он жестко критикует женское начало, а также еврейскую сущность.

„Еврей -- это бесформенная материя, существо без души, без индивидуальности. Ничто, нуль. Нравственный хаос. Еврей не верит ни в самого себя, ни в закон и порядок".

Элон считает еврейский антисемитизм одной из причин роста антисемитизма в целом: Книга (Вейнингера) способствовала появлению типично венской поговорки  - антисемитизм не воспринимается всерьез, пока его не принимают сами евреи. 

Австро-еврейский журналист, Антон Ку,  писал в своей книге «Евреи и немцы» о бесполезности концепции «еврейского антисемитизма» и необходимости ее замещения понятием «еврейской самоненависти». Однако термин получил широкое распространение только после публикации в 1930-ом году книги Теодора Лессинга «Еврейская самоненависть». Книга показывает путь Лессинга от еврея-самоненавистника до сиониста. Лессинг был расстрелян нацистами вскоре после прихода Гитлера к власти.  

Социологическое и психологическое объяснения

Проблема периодически обсуждалась в научной литературе по социальной идентичности. Такие исследования часто ссылаются на Курта Левина и используются в качестве доказательства того, что люди предпринимают попытки дистанцировать себя от принадлежности к группам с плохой репутацией, поскольку они в определенной степени разделяют негативное мнение большинства по отношению к своей группе, а также из-за того, что их социальная идентичность является препятствием для достижения высокого социального статуса[8]. Современные труды по социальной психологии используют для описания подобного рода явлений такие термины, как «самостигматизация» и «ложное сознание»

Кеннет Левин, историк и психиатр Гарвардской Медицинской Школы утверждает, что еврейская самоненависть может быть вызвана двумя основными причинами: Стокгольмский синдром, в соответствии с которым «некоторые группы населения, постоянно находящиеся в угнетенном положении, зачастую принимают обвинения агрессоров, какими бы нелепыми и оскорбительными они ни были». Второй причиной Левин называет динамическую психологию детей, подвергающихся жестокому отношению, которые почти всегда возлагают вину за сложившуюся ситуацию на себя, убеждая себя в том, что они «плохие», и став «хорошими» они смогут смягчить гнев своих обидчиков и покончить со своими мучениями[9].

Применение

Термин используется в еврейских изданиях, таких как The Jewish Week (Нью-Йорк) и  The Jerusalem Post (Иерусалим) во множестве контекстов, часто в качестве синонима еврейского антисемитизма, как выражение критики по отношению к артистам или художникам, изображающих евреев в негативном свете; в качестве краткого описания предполагаемого психологического конфликта в художественной литературе; в статьях об упадке традиций (напр. свадьбах или обрезании), а также для дискредитации евреев, критикующих израильскую политику или какие-либо определенные  еврейские порядки[8].  Так или иначе, наиболее широкое распространение термин получил в связи с дискуссиями вокруг Израиля. "В этих дискуссиях сионисты правого крыла утверждают, что сионизм и поддержка Израиля являются ключевыми элементами еврейской идентичности.  Отсюда следует, что евреи, критикующие израильскую политику отказываются от собственной еврейской идентичности[8].  

Критика

Уже изначальная формулировка понятия и публикации на соответствующую тему,, в первую очередь получившая широкое распространение книга Лессинга, столкнулись с жесткой критикой.  Ранние исследования оценивали данный термин как спорный, в частности в такой форме:

"В качестве объяснения поведения еврейской интеллигенции понятие «еврейская самоненависть» вызывает больше проблем, чем могло бы решить. Прежде всего, термин выявляет необходимость введения общего определения еврейской идентичности, что в последнее время не представляется возможным, по крайней мере начиная с Эпохи Просвещения".[10]

С одной стороны, сторонники теории как правило стараются подчеркнуть, что предполагаемая «еврейская самоненависть» является попыткой вырваться из унизительного положения – при этом собственная идентичность, не в последнюю очередь на основании враждебного отношения, отрицается или приобретает негативную окраску. С этой точки зрения Еврейская самоненависть является следствием антисемитизма. С другой стороны, исторические документы, якобы доказывающие  существование «еврейской самоненависти» чаще всего используются для усиления антисемитских идей. И, наконец, сами евреи оценивают выражения «еврейской самоненависти» как явление, одновременно обусловленное антисемитизмом, так и служащее его дальнейшему распространению.

Ссылки

  • Der jüdische Selbsthaß, Berlin 1930, Jüdischer Verlag, Theodor Lessing
  • Antony Lerman:Jewish Self-Hatred: Myth or Reality?, in: Jewish Quarterly 210 (2008).
    • Gilman, Sander. Jewish Self-Hatred: Anti-Semitism and the Hidden Language of the Jews. Johns Hopkins University Press, Jul 1, 1990
    • Bernard Lewis, "Semites and Anti-Semites," W. W. Norton & Company 1999, pp. 255-256.
    • Paul Reitter (2008), "Zionism and the Rhetoric of Jewish Self-Hatred", The Germanic Review 83(4)
    • Antony Lerman, Jewish Quarterly, "Jewish Self-Hatred: Myth or Reality?", Summer 2008
    • Paul Reitter (2008), "Zionism and the Rhetoric of Jewish Self-Hatred", The Germanic Review 83(4)
    • Antony Lerman, Jewish Quarterly, "Jewish Self-Hatred: Myth or Reality?", Summer 2008
    • Amos Elon,"The Pity of It All : a History of Jews in Germany, 1743-1933," Metropolitan Books 2002, pp.231-237.
    • 1 2 3 W. M. L. Finlay, "Pathologizing Dissent: Identity Politics, Zionism and the 'Self-Hating Jew'", British Journal of Social Psychology, Vol. 44 No. 2, June 2005, pp. 201-222.
    • Kenneth Levin "The Psychology of Populations under Chronic Siege", Post-Holocaust and Anti-Semitism, No. 46 2 July 2006, Jerusalem Center for Public Affairs. Accessed Feb 2010
    • Jeffrey Grossman: 'Die Beherrschung der Sprache': Funktionen des Jiddischen in der deutschen Kultur von Heine bis Frenzel, in: Jürgen Formann / Helmut J. Schneider (Hgg.): 1848 und das Versprechen der Moderne, Königshausen & Neumann, Würzburg 2003, S. 165–179, hier S. 165.

    Еврейская самоненависть.

    © 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13