14-10-2023
Железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран | |
туркм. Gazagstan-Türkmenistan-Eýran demir ýoly | |
Страна: | |
---|---|
Состояние: |
строящаяся |
Протяжённость: |
900 км. |
Железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран международного транспортного коридора Север — Юг — частично строящаяся железная дорога в Центральной Азии, связывающая Казахстан, Туркменистан и Иран. Предполагается, что железная дорога создаст дополнительные пути, связывающие Казахстан, Центральные районы России с Туркменистаном, Ираном, странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии и позволит увеличить транзитный грузовой и пассажиропоток, уменьшить расходы на перевозку, экономить время путешествия и вызвать экономический рост в регионах, по которым будет проходить дорога, через увеличенное транспортное движение и обеспечение доступности сельских районов[1].
В 2007 году между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном было подписано трёхстороннее межправительственное соглашение о строительстве линии Жанаозен — Гызылгая — Берекет — Этрек — Горган с последующим выходом на сеть российских железных дорог[2], которая сократит маршрут на 600 км.[3][4]
В 2009 году страны приступили к строительству[5].
В ноябре 2011 года было завершено строительство казахстанского участка.[6] Открытие линии было запланировано на 2012 год.[6] Однако строительство туркменского участка к этому времени не было завершено.[7]
В сентябре 2012 года был расторгнут контракт, по ряду экономических причин, с иранской компанией «Парс энерджи», которая строила туркменский участок Берекет-Этрек[8].
12 мая 2013 года при участии Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева был открыт туркмено-казахстанский участок железной дороги[9]. Международный переход проходит между станциями Болашак (Казахстан) ↔ Серхетяка (Туркменистан)[10][11][12]. На казахстанском участке были также открыты станции: Бастау, Акбобек, Бопай, Тайгыр, Курмаш, Бестортколь.[13]
В мае Иран пригласил Кыргызстан присоединиться к строительству железной дороги[14]. В июне президент Турции Абдулла Гюль заявил что Турция готова присоединиться к транспортному коридору Иран-Туркменистан-Казахстан[15].
Часть северного туркменского отрезка (Берекет-Гызылгая-Серхетяка) железнодорожной дороги частично (75%) профинансировал Азиатский банк развития, в размере $225 млн. Другой отрезок международной железной дороги на территории Туркменистана (Берекет-Этрек) строится за счет кредита в размере $371 млн, предоставленного Исламским банком развития[16].
Стоимость строительства казахстанского участка составила 65 млрд тенге[17] ($430 млн).
На строительство иранского участка Горган — Инче-Барун потребовалось 10 месяцев и 130 млрд туманов ($106 млн).[18]
Железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран.