19-05-2023
Заповеди любви (заповеди о любви) — заповеди о любви к Богу и ближнему. В разной форме входят в Священные писания и основные тексты разных религий и философско-этических школ.
Как заповедь любви к Богу, так и заповедь любви к ближнему присутствуют в Пятикнижии Моисеевом (Иудаизм). В Индуизме традиция служения Богу «с любовью и преданностью» присутствовала уже в ведический период, но широко распространилась позднее и занимает центральное место в книгах Бхагавата-пурана и Бхагавад-гита.
Христианство заявляет (Мф.22:37—40) об особой для себя важности заповедей любви и претендует на первенство их в проповеди[стиль!][уточнить].
Содержание |
В индуизме традиция бхакти, служения Богу с любовью и преданностью, является основным предметом книг Бхагавата-пурана и Бхагавад-гита, где бхакти провозглашается самой возвышенной формой религиозной практики[1], при этом как особая ступень бхакти выделяется према — чистая любовь к Богу. Практика бхакти составляет основу бхакти-йоги, а према занимает центральное место в вайшнавской традиции Кришна-бхакти.
Понятие о великой любви к Богу встречается в иудаизме в Ветхом Завете во Второзаконии (пятая книга Пятикнижия Моисеева) и в других местах:
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. (6:5)
|
Христианский святой Иоанн Кронштадтский толкует эту часть заповеди следующим образом:
не живи частью только для Бога и закона Его и частью для мира, для плоти многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь Божий, весь свят, во всей жизни твоей.
В христианстве заповедь любви к Богу рассматривается как первая и важнейшая заповедь.
Любовь к ближнему (также известна как «Золотое правило») предписается в Ветхом Завете в книге Левит относительно единоплеменников — как ограничение возмездия за преступление (талиона): «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18) и как заповедь дружелюбия к чужакам: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев.19:33-34)
В конфуцианстве в V веке до н.э «Золотое правило» отношения к людям сформулировал Конфуций: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».
Особый смысл и значение принимает эта заповедь с приходом Христа. Иисус отвергает ветхозаветный принцип воздаяния «зуб за зуб», заменяя его абсолютной любовью к человеку. Святой Иоанн Златоуст в своём толковании заповеди Христа о любви пишет:
Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну!
Святой Иоанн Кронштадтский предостерегает от узкого понимания слова «ближний», вспоминая притчу о добром самаритянине, в которой раскрывается этот момент.
Притчей об израненном разбойниками человеке и милосердом самарянине, принявшем в нем самое сердечное и деятельное участие, Господь показал, что ближним должно считать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг наш, и особенно когда он нуждается в помощи.
Заповеди любви — две заповеди Ветхого Завета, объявленные в Евангелии как основа для всего Божественного Закона и как предопределяющие все остальные заповеди. Обе заповеди объявлены Иисусом Христом наиважнейшими в ответ на вопрос о высшем законе для человека. Духом этих двух канонов проникнуто все Евангелие.
Новый Завет рассказывает, как законник-фарисей спросил Христа: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22:37-40)
|
Заповеди Священных Писаний |
Ветхий Завет (Танах): 613 заповедей, Десять заповедей Новый Завет (Евангелие): Заповеди о любви, Заповеди блаженства |
Заповеди любви.