Chefeat.ru

Здоровое питание

Индуизм и ислам

03-06-2023

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Шактизм  · Шиваизм
Смартизм  · Вайшнавизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

п·о·р
Император Акбар принимает при своём дворе иезуитов. Мусульманский император Акбар отличался большой терпимостью к индуизму — он женился на индуске, праздновал индуистские праздники и даже создал новую синкретическую религию дин-и иллахи, которая представляла обой синтез ислама и индуизма с элементами джайнизма, христианства и зороастризма.

Взаимоотношения индуизма и ислама начались с прихода арабов-мусульман в Индию в начале VII века и имели сложную историю.[1] В исламе индуисты нашли совершенно другие концепции Бога, истины, отношения к насилию и социального устройства.[2]

Во время периода исламских завоеваний в ислам были обращены многие последователи индуизма.[1] Смешанные браки и приток мусульман из арабских стран сыграли важную роль в установлении ислама в Индии.[1] Для мусульманских правителей было характерно презрительное и пренебрежительное отношение к самой идее индуизма — они считали индуистские религиозные практики идолопоклонством и часто выступали как иконоборцы.[1] Самыми известными примерами подобных правителей являются Махмуд Газневи и могольский император Аурангзеб.[1] Мусульмане также установили в Индии особую кастовую систему, которая разделила мусульман — потомков арабов «ашрафов», тех кто обратился в ислам «аджлафов», и неприкасаемых «арзалов».[3][4]

Но были и мусульманские правители, которые жили в мире с индуистами и уважали их религию. Император Акбар и Ибрахим Адил Шах II из Биджапурского султаната являются самыми яркими примерами подобных лидеров. Двор Акбара был домом как для мусульманских, так и для индусских святых и интеллектуалов. Чтобы сблизить индуизм и ислам, Акбар даже попытался создать новую религию дин-и иллахи.[1]

Появление суфизма в сочетании с традициями веданты и йоги привели к широкому распространению синкретического движения бхакти.[1] Суфийский святой Шейх Мухаммад выбрал как идеал своего поклонения бхакти индуистского бога Раму. Большинство суфийских поэтов и поэтов бхакти утверждали, что не видят разницы между мечетью и индуистским храмом. Так, Пенджабские поэты-святые Баба Фарид и Шах Хусейн заявляли о том, что не принадлежат ни к индуизму, ни к исламу, считая себя унитарианцами (муваххидами), хотя к таким утверждениям надо относиться критично.[5] Кабир сочинял стихи и проповедовал людям учение, сочетавшее в себе философии и духовные практики обеих религий, таким образом бросая вызов традиционным религиозным устоям индуизма и ислама того времени.[1] Взаимодействие между суфиями и бхактами в некоторых регионах Индии привело к тому, что индуисты и мусульмане собирались вместе в мазаре (гробнице суфийского наставника) на религиозный ритуал, проводимый вайшнавским пуджари (жрецом).[1]

Однако, столкновения между мусульманами и индуистами случаются и по сей день. Причинами их являются политика в индийских регионах, национализм и отголоски конфликта, связанного с разделом Британской Индии в 1947 году.[1]

В различных формах искусства времён Империи Великих Моголов, в особенности в миниатюрах и некоторых поэтических произведениях на урду, нашли своё отражение классические индуистские мотивы, такие как любовные истории Кришны и Радхи. Музыка хиндустани, одно из направлений в классической индийской музыке, сочетает в себе ведические понятия о звуке, раги и талы. В ней используются музыкальные инструменты как ближневосточного происхождения, так и индо-мусульманские изобретения.

На сегодняшний день, несмотря на то, что индуизм и ислам имеют несовместимые идеологические черты, они разделяют единый многовековой исторический опыт, который вылился в общую социальную перспективу.[1]

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 van der Veer 1994
  2. Caste in Indian Muslim Society. Hamdard University. Архивировано из первоисточника 10 августа 2011. Проверено 18 октября 2006.
  3. Aggarwal Patrap Caste and Social Stratification Among Muslims in India. — Manohar.
  4. Muslim Caste in Uttar Pradesh (A Study of Culture Contact), Ghaus Ansari, Lucknow, 1960, Page 66
  5. Суворова А."Мусульманские святые Южной Азии". — М., 1999.

Литература

  • Veer, Peter van der (1994), Religious nationalism: Hindus and Muslims in India, University of California Press, http://books.google.com/books?id=p29ArJ7j6zgC>

Индуизм и ислам.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13