Chefeat.ru

Здоровое питание

Испанская философия учебник, философия испания мезотерапия, испанская философия

21-06-2024

Испанская философия — обобщенное название философии испанских мыслителей.

Философские направления, которые развивались в других странах, имели последователей в Испании. Начиная с Нового времени можно говорить об испанской философской мысли.

Содержание

Римский период

Менендес-и-Пелайо считал, что традиции испанской философии идут от Сенеки[1] — одного из крупнейших представителей стоицизма, родился в Кордове, затем переехал в столицу империи.

Период патристики

Для этого периода характерны споры по вопросам морали и полемики вокруг арианства, несторианства и пелагианства. Представители этого периода: архиепископ Лициниан Картахенский и Исидор Севильский. Также известен ересиарх Присциллиан в IV веке.

Период Средневековья

Яркие представители: Пётр Испанский и Раймунд Луллий. Значительно влияние томизма. К известным мыслителям с интересами в науке относятся: Арнольд из Виллановы и Рамон Сибиуда. Крупным испанским философом этого времени был философ и переводчик Доминик Гундисальви (ок. 1110 — ок. 1190), активный участник толедского переводческого центра. В своих философских работах, Доминик Гундисальви, стремился к синтезу аристотелизма и арабо-иудейского неоплатонизма с христианской философской традицией, идущей от Августина и Боэция. Широкую известность получило посвященное классификации наук сочинение Доминика Гундисальви «О разделении философии» (лат. De divisione philosophiae).

Эпоха Возрождения

Появляются независимые от Аристотеля направления, не связанные со схоластикой, и известный гуманист Хуан Луис Вивес. Влияние иезуитов сказывается у Диего Сааведра. Многочисленные интерпретации получила в Испании «философия Христа» Эразма Роттердамского.

XVII век

В первой половине XVII века большую роль в распространении идей гуманизма сыграло творчество Мигеля де Сервантеса (1547—1616) и Лопе де Вега (1562—1635). Крупнейшими представителями официальной католической философии этого времени были Хуан де Санто Томас (1589—1644) и Родриго де Арриага (1592—1664). Во второй половине XVII века развитие испанской философии протекало под влиянием идей Декарта и Гассенди.

XVIII век

Значительные представители Фейхо-и-Монтенегро и Ховельянос c широким спектром интересов: литературная критика, политика, экономика.

XIX век

Развитие испанской философии в XIX веке происходит благодаря краузизму, в полемике с его оппонентами[1]. Наряду с краузизмом получил также некоторое распространение эклектизм В.Кузена, представителем которого в Испании был Томас Гарсиа Луна. Нашли своих приверженцев и идеи шотландской школы здравого смысла (Рамон Марти Эйксала, 1808—1857, и Франсиско Хавьер Льоренс-и-Барба, 1820—1872). В 60 — 70-х годах XIX века появляется интерес к неокантианству. Возникновение интереса к неокантианству связывают с деятельностью философа и математика Рея. Видным представителем неокантианства был Перохо-и-Фигерас (1852—1908), учившийся в Германии у Куно Фишера. Пытавшийся соединить неокантианство и позитивизм философ и врач Матиас Нието Серрано (1813—1902) был последователем французского философа Ренувье.

Со второй половины XIX века в Испании получает распространение неогегельянство. У истоков этого течения стоял профессор метафизики Севильского университета Хосе Контеро-и-Рамирес (1791—1857). Первым переводчиком «Логики» Гегеля на испанский язык был Антонио Фабье-и-Эскудеро. Выдающимся представителем материалистической традиции и защитником сенсуализма был философ, врач и политический деятель Педро Мата-и-Фонтанет (1811—1877). На материалистических позициях, но с элементами позитивизма и агностицизма, стоял испанский естествоиспытатель, врач и гистолог Рамон-и-Кахаль (1852—1934), чьи первые научные работы были опубликованы в 1880 году. Пропагандистами идей марксизма в Испании были Хосе Меса (1840—1904) и Франсиско Мора (1842—1924).

Новейшее время

Наиболее выдающийся представитель Ортега-и-Гассет, верный европейской культуре. К его последователям относят Хулиана Мариаса (1914—2005, Педро Лаина Энтральго (1908—2001) и Григорио Мараньон-и-Пасадильо. Мигель де Унамуно, современник и противник Ортега-и-Гассета, считается одним из самых необычных мыслителей-экзистенциалистов.

Выдающимся испанским философом XX века считается Хавьер Субири (Xavier Zubiri, 1898—1983) — создатель особого «метафизического» варианта феноменологической философии (так называемой ноологии).

Примечания

  1. 1 2 Губский Е.Ф., Кораблёва Г.В., ред. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М, 2009. — 576 с.

Литература

  • Философская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  • Александров Г. Из истории испанской философии // Под знаменем марксизма. 1939.№ 2.
  • Итальянская и испанская философия на рубеже XX—XXI веков: Сборник обзоров и рефератов / Под редакцией Ю. А. Кимелева. — М.: РАН. ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел философии, 2005. — 136 с. — ISBN 5-248-00 222-2
  • Бургете А. Р. Эразмианство -идеологический фактор испанского Возрождения // Идеи Возрождения и философия Нового времени. Сб. научн. статей. М., 1986.
  • Журавлев О. В. Пути и перепутья. Очерки испанской философии XIX—XX веков. СПб.: Издательство. СП6ГУ,1992.
  • Журавлев О. В. О сходстве философских культур России и Испании // Русская философия: Концепции. Персоналии. Методика преподавания. СПб.,2001.- С.18-20.
  • Руткевич А. М. Социальная философия «Мадридской школы». М., 1981, 176 с.
  • Яковлева Л. Е. Х. Л. Абелъан о «специфике» испанской философии // Вопросы философии. 1988. № 6.
  • Яковлева Л. Е. К. Субири и особенности испанской философской традиции. Йошкар-Ола, 1999.
  • Яковлева Л. Е. Бытие национальной традиции в философии (На материале испанской философии) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4, 2002. С. 25-50.
  • Яковлева Л. Е. Испанская и русская философские традиции: общее и особенное // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб.,2003. — С.22 — 25
  • Шмонин Д. В. Философия в испанских университетах и начало возрождения схоластики в XVI веке // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. СПб., 2004. № 5. С.187 −195.
  • Шмонин Д. В. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 2006., 277 с.
  • Solana M. Historia de la filosofía española. Época del Renacimiento (siglo XVI). En 3 vols. Madrid, 1940.
  • Marias J. Historia de la filosofía española. Madrid, 1976.
  • John R. Welch (Editor) Other Voices: Readings in Spanish Philosophy. University of Notre Dame Press, 2010—368 с. ISBN 9780268044190 ISBN 0268044198


Испанская философия учебник, философия испания мезотерапия, испанская философия.

E101 (пищевая добавка), Тооме, Койт, Ротонда Пресвятой Девы Марии (Вавель), Государственный Банк Луганской Народной Республики, Населённые пункты Ботсваны.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13