15-10-2023
Йосеф Ицхак Шнеерсон | |
Ребе хасидского движения «Хабад» | |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Йо́сеф И́цхок Шне́ерсон (9 (21) июня 1880,Любавичи, Смоленская область, Могилёвская губерния, Российская империя — 28.1.1950, Бруклин, Нью-Йорк, США) — 6-ой любавический Ребе.
Содержание |
Единственный сын р. Шолома Дов Бера, 5-ого любавического ребе и его двоюродной сестры Штерны Соры Шнеерсон. С раннего возраста выполнял различные поручения отца. В 17 лет стал его личным секретарём. Вскоре женился на своей троюродной сестре Нехаме Дине Шнеерсон, дочери кишинёвского раввина Аврома Шнеерсона (см. Шнеерсон, Бен-Цион). Назначен отцом главой сети иешив Томхей Тмимим.
Во время русско-японской войны старался снабжать еврейских солдат кошерным мясом. Неоднократно обращался к зарубежным правительствам и еврейским общинам с просьбой повлиять на царское правительство остановить еврейские погромы. За свою деятельность дважды был арестован, но вскоре освобождён.
Во время Первой мировой войны вместе с отцом переехал в Ростов-на-Дону. В 1920 после смерти отца занял пост любавического ребе. Возглавил борьбу за сохранение еврейской жизни в Советском Союзе. Параллельно с этим начал развивать деятельность Хабада за границей. В 1921 открыта иешива Томхей Тмимим в Варшаве. В 1924 переехал в Москву, затем в Ленинград, где снял квартиру по адресу ул. Моховая, 22/12[1], в которой жили также его жена, мать, дочери - Хая-Мушка и Шейна и зятья Менахем-Мендл и р.Шмарьяху. Ребе неоднократно получал угрозы в свой адрес от евсекции с требованием прекратить свою религиозно-просветительскую и благотворительную деятельность, однако угрозы на него не действовали. В советской прессе того времени его характеризовали как "проходимца".
14 июня 1927 года был арестован органами ОГПУ и препровождён в Шпалерную тюрьму. На третий день был приговорён к смертной казни (его собственное свидетельство), которая под давлением общественности (германские и латвийские парламентарии, "Политический Красный Крест") была заменена на ссылку в Кострому; однако буквально через несколько дней ссылка была заменена на выдворение из Советского Союза. Тем не менее, р.Йосеф-Ицхак в течение многих лет оставался руководителем нелегальных общин Хабада в СССР.
По ходатайству Мордехая Дубина ребе поселился в Риге, где прожил до 1934. В 1931 совершил поездку в Палестину. В 1934 переселился в Отвоцк, Польша.
В начале 1940 года, во время Второй мировой войны, по ходатайству последователей в США и при помощи начальника службы немецкой военной разведки адмирала Вильгельма Канариса, смог через Германию выехать в Ригу, откуда через Швецию отплыл в Нью-Йорк. В 1941 году помог своей дочери Хае-Мушке и зятю Менахему-Мендлу (будущему 7 ребе) перебраться из оккупированной Франции в США.
В США ребе приобрёл дом в районе Бруклин по адресу 770 Eastern Parkway. С этого времени этот дом стал центром движения Хабад, а "770" - одним из символов движения. Вскоре после приземления на американскую землю ребе занялся распространением движения в этой стране. Вскоре были созданы все основные учреждения: иешива Томхей Тмимим, издательство Кехос, молодёжное движение хасидов Хабад.
Ребе скончался в 1950 году. Ему наследовал его зять Менахем Мендл Шнеерсон.
Основой собрания древнееврейских книг и рукописей Шнеерсона была коллекция начало которой было положено в XVIII веке.[2]
Собрание Шнеерсона насчитывает около 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись. [2][3]
В ходе Первой мировой войны, когда Любавичи оказались в зоне военных действий Иосиф Шнеерсон перевез часть библиотеки из Любавичей в Москву, где доверил ее хранение книжному складу Персица и Полякова в Москве. С приходом к власти в России большевиков собрание Шнеерсона было национализировано как того требовал декрет Совета народных комиссаров РСФСР о научных фондах РСФСР от 26 ноября 1918 года.
Права наследников умерших авторов, по общему правилу, не признавались, что согласовывалось с декретом СНК от 28 апреля 1918 г. «Об отмене наследования».
[4][5] Собрание Шнеерсона оказалось вначале в библиотеке Румянцевского музея, а затем соответственно в публичной библиотеке имени Владимира Ильича Ульянова (Ленина) (1924—1925), Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина (1925—1992) и с 1992 года в Российской национальной библиотеке.[3]
Другая часть библиотеки - около 25 тысяч страниц рукописей - была вывезена Шнеерсоном из России в Ригу в 1927 году, а затем в Польшу в 1934 году. После оккупации Отвоцка нацистской Германией в 1939 году эта часть библиотеки Шнеерсона была вывезена в Германию. После окончания Второй мировой войны библиотека Шнеерсона была доставлена в Москву трофейными бригадами вместе с другими трофейными материалами и передана в Центральный государственный архив Красной армии, с 1992 года - Российский государственный военный архив.[6] [7]
После смерти Иосифа Ицхака Шнеерсона, его зять и духовный наследник Менахем Шнеерсон потребовал вернуть собрание Шнеерсона хасидам, поскольку до национализации эти книги и рукописи были личной собственностью Иосифа Ицхака Шнеерсона.
Дело слушалось в Госарбитраже РСФСР и 8 октября 1991 года Госарбитраж обязал Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина вернуть коллекцию хасидам. [3]
Однако Библиотека решению Госарбитража РСФСР не подчинилась ссылаясь на то что все ее архивы являются достоянием советского народа. [3]
Дело о библиотеке Шнеерсона попало в Высший арбитражный суд РСФСР который 18 ноября 1991 года подтвердил решение Госарбитража РСФСР и постановил передать коллекцию Шнеерсона в Еврейскую национальную библиотеку которая была специально создана для приема и хранения собрания.
Заведующий отделом рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина В. Я. Дерягин отказался выполнить решение Высшего арбитражного суда РСФСР и спрятал коллекцию Шнеерсона в хранилищах библиотеки. Он также угрожал совершить самосожжение вместе с собранием Шнеерсона.
В этих обстоятельствах 14 февраля 1992 года состоялся пленум Высшего арбитражного суда РСФСР который отменил все предыдущие судебные решения и коллекция Шнеерсона осталась в Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина.[3]
В 1995 году теперь уже в Российской национальной библиотеке была проведена проверка фондов и при этом обнаружилось что часть рукописей из собрания Шнеерсона пропала. Существует версия что пропавшие рукописи были спрятаны Виктором Дерягиным. Затем часть этих рукописей появилась на черном рынке в Израиле.
В 2005 году движение Хабад обратилось с письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать помощь в деле передачи собрания Шнеерсона из Российской национальной библиотеки. Информации об ответе нет.[3]
В начале августа 2010 года в США также состоялся суд по делу о библиотеке Шнеерсона который принял решение в пользу организации Хабад[6] поскольку библиотека перешла в собственность России «дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации».[7] Однако МИД России не только не признал этого решения, но и потребовал от организации Хабад вернуть семь книг из колекции Шнеерсона уже оказавшихся у Хабад.[8][9]
В настоящее время вопрос о библиотеке Шнеерсона является препятствием в деле культурного обмена России и США.[10][11][7] и возможно также с другими странами.[12]
В связи с практикой возврата церковного имущества в России протоиерей Всеволод Чаплин высказал точку зрения, что возможны компромиссные варианты решения вопроса, как например,
передача библиотеки, или по крайней мере особо почитаемых книг в пользование российской еврейской общины с возможностью периодического вывоза экземпляров за рубеж, как это бывает с произведениями искусства, которые вывозятся на выставку.[13]
Предшественник: Шоломо Дов Бер |
Любавический ребе 1920 — 1950 |
Преемник: Менахем Мендл Шнеерсон |
Йосеф Ицхак Шнеерсон.