Chefeat.ru

Здоровое питание

Кайтагское уцмийство

11-10-2023

Уцмийство Кайтагское
Абсолютная монархия

 

VIII век — 1813 год



 


Столица Баршамай
Кала-корейш
Уркарах
Маджалис
Язык(и) Хайдакский
Религия Ислам
Уцмий

Кайтагское уцмийство — одно из самых влиятельных феодальных владений Дагестана в XVI—XVII веках.

Кайтагцы являлись этнической группой, известной с IX века, когда в арабских источниках встречается упоминание о территории их проживания — Хайдаке. В XIII—XIV веках в средней части бассейна реки Уллу-чай возникло Кайтагское уцмийство. Происхождение титула правителя «уцмий» неясно: согласно одной из версий оно происходит от арабского слова «исми» («именитый»), по другой — от иудейского «оцуло», означающего «сильный, мощный». Титул передавался не от отца к сыну, а одному из старших в роде, что часто приводило к столкновениям между претендентами.

Уцмии захватили предгорья к северу от Кайтага, населенные родственными даргинцами и часть приморской зоны, что позволяло им контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с северокавказскими городами и итальянскими колониями Причерноморья, а также со столицей Золотой Орды — Сараем. Резиденцией уцмиев было расположенное на неприступной горе селение Калакорейш. Во второй половине XIV века уцмийство, как сторонник Золотой Орды, подверглось страшному разгрому от Тимура, от которого оправилось лишь к XV веку.

В конце XVI века резиденция уцмия была перенесена в местечко Маджалис в равнинной части Кайтага, после чего влияние уцмия в горной части ослабло.

В 1813 году Кайтагское уцмийство вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа Российской империи.

Содержание

Уцмийство в ранее средневековье

В VIII веке на территории бывшего Хайдака было основано Кайтагское уцмийство. Его первым уцмием стал Амир-Хамза, представитель Курейшитов. Его потомки далее правили в Кайтаге. Мусульманский правитель Кайтага нашёл более выгодным союз с хазарским каганом-иудеем, получив от него земли до Семендера включительно, чем с единоверным Дербентом. Воюя с соседним языческим Зирихгераном, кайтагские газии создали на границе с ним опорный пункт Кала-корейш, что означает «крепость курейшитов». Кайтагское уцмийство вело войны со своим соседом Владением Уркарахским. В X—XII вв. Хайдакь — одно из самых сильных и влиятельных дагестанских государств, играющих важную роль во внутриполитической жизни Дагестана. История Ширвана и Дербента, освещая события второй половины X — первой половины XI вв. в Дагестане, упоминает только три наиболее сильных владения: Дербент, Серир, Хайдак. В середине X века правитель Семендера Салифан, захватывает часть уцмийства, известную как Нижний Кайтаг (Джидан).[1] Так, в 1040 г. хайдакцы захватывают цитадель ал-Баба (Дербент) и берут в плен эмира города. Примерно через 25 лет дербентские эмиры находят в своей борьбе с местными раисами поддержку и убежище в Хайдаке. Правители Хайдака поддерживали родственные связи с представителями дербентской знати. А в 1065 году упоминается Пируз (Фируз) ал-Хайдакьи (Кайтагский), у которого воспитывался малолетний Абдулмалик, будущий эмир Дербента. Это первое в дагестанской исторической литературе сообщение о знаменитом институте аталычества. Около XII в. в Уцмийстве была построена большая Джума-мечеть, архитектура которой схожа со средневосточными и среднеазиатскими образцами. В этом же веке Владение Уркарахское было захвачено Уцмийством. В начале XIII века центром Уцмийства становиться Кала-корейш.[1]

Вторжение Монголов и Тамерлана

В 1239—1240 г.г. в Дагестан вторглись Монголо-Татары. Вторжение Монголов на территорию Дагестана, совпало с междоусобицей двух Исламских государств — Кайтага и Шамхальства. Из «Тарихи Дагестана» известно: «…разбилось зеркало согласия усилиями сатаны — наиболее заклятого из врагов, упрямство разъединило их, ибо исчезла добродетель среди людей и распространились ложь, зло и порок. В этих распрях не осталось места ни благоразумию, ни здравому смыслу. Затем оставшиеся в живых во время этих распрей потомки главы мучеников Хамзы и повелителя правоверных Аббаса, из числа султанов Хайдака и из моря ханских генеалогий, — [а именно] Мухаммадхан, Амирхан и Амирхамза — бежали, жалуясь и умоляя о помощи, к аварским правителям и заключили с ними союз делить добро и зло при всех обстоятельствах. [В это время] между ними (правители Авар) и (эмирами) Гумука начались страшные войны и сатанинские распри. Аварский владыка отправил послания и послов из красноречивых и мудрых людей к султану Кавтар-шаху, в страну тюрок, жители которой приняли ислам ещё в правление амира правоверных ал-Омара ал-Фарука ан-Наки, „различающего добро и зло, чистого“….Затем пошел Кавтар-шах на Гумук с [войсками] тюрок с восточной стороны, а Саратан с войсками вилайата Авар совместно с султанами Хайдака — с западной стороны, и дошли они до Гумука в понедельник, в начале месяца рамадан, во время (правления) Наджмаддина. И сражались (жители Гумука), и пали мучениками в крепости, что над мечетью ал-Кудали, семьдесят юношей, которые пожертвовали имуществом, душой и телом и поклялись сражаться на пути всевышнего Аллаха. И сражались юноши в крепости в месяце сафар, а они („тюрки“, войска аварских и хайдакских правителей) разрушили Гумук в субботу. Эмиры (Гумука), что из потомков Хамзы и Аббаса, рассеялись по частям света, по окраинам вилайатов, а султаны Хайдака снова обосновались на своих землях, на своих престолах. Гумук был взят руками недостойных по происхождению.».[2]

Монголы покорили весь равнинный и предгорный Дагестан, в том числе и Уцмийство. Обложили всё покоренное население большими податями. В результате вторжения Кала-корейш был разрушен и потерял свое значение. Уцмийство оказалось под сферой влияния Золотой Орды. Столицей Уцмийства стал Уркарах.[3]

В начале XIV века Кайтаг был значительным княжеством, имевшим тесные связи с Ширваном и с Шамхальством. После ослабления власти Монголов в Дагестане, Уцмийство не только перестала зависеть от Орды, но и в придачу обширную полосу предгорий к северу от своих владений. Это позволяло уцмиям контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с север-кавказскими городами и итальянскими городами-колониями на Чёрном море, в также с Сарай-Бату.[4] В феврале 1395 года Тамерлан вторгается на территорию Уцмийства. Уцмий находился в союзнических отношениях с Тохтамышем, и этого было достаточно, чтобы Тимур отдал приказ о полном его истреблении. Придворные историки Тимура Шами и Иезди свидетельствуют, что приказ был исполнен буквально: «Он так напал на их стороны и края, что из множества не спаслись даже немногие и из тысячи один; все те области он разграбил…и деревни их сожгли». На всей территории Кайтага, доступной завоевателям, были уничтожены селения, жители, буквально все живое. Тохтамыш, который был по дороге в Дагестан, услышав о разорении Кайтаге, панически отступил. Тимур начал преследовать Тохтамыша, но по пути разорил равнинные территории Кайтагского Уцмийства[5]. Некоторые кайтагцы участвовали в битве при Акуша против войск Тимура, в которой объединенные силы дагестанцев были разбиты[6].

Религия

В XIII веке в Кайтаг прибывают католические миссионеры, а ещё позже миссионеры из Грузии и Армении. Кайтагцы исповедуют как Христианство так и Ислам. Уцмии были Мусульманами и вели газийские войны с соседями и активно насаждали Ислам другим Кайтагцам. В 1370 году источники называют епископа Лазаря Таркинского — бывшего «лезгинского» епископа греческого вероисповедания, перешедшего в католицизм.[4]

Уцмийство в эпоху нового времени

В конце XIV века, перед вторжением Тамерлана, умер уцмий Султан-Мухаммад. Между его двумя сыновьями, Султан-Алибеком и Ильчи-Ахмадом, началась борьба за власть. Султан-Алибек одержал победу и стал уцмием, в то время как Ильчи-Ахмаду пришлось бежать в Ширван. Он отличился в войне на стороне Тамерлана и получил за это прозвище Бахадур, то есть богатырь. На территориях к севро-западу от Самура, при помощи Тамерлана, он создал своё эмирство.[7]

Медленно восстанавливал Кайтаг свои силы после страшного разгрома нанесенного Тамерланом. Хозяйство пришло в упадок, сократилось население. Кроме того, надо учесть, что трговый путь, пролегавший по землям Уцмийства, потерял свое значение. Уцмию Уллубеку удается восстановить контроль над приморской равниной до Тарков включительно и вступить в союз с Ширваном, что было закреплено браком ширваншаха Фаррух Ясара с сестрой уцмия и, конечно, усилило его активность. Надо, однако, отметить, что отделившийся в конце XIV века Зирихгеран сохранял свою самостоятельность, ослабло влияние на вольные общества, которые ранее входили в Уцмийство.[8]

Уцмийство в XVIII—XIX веках

Список правителей

Династия Амира Хамзы
  • Чуфан ибн Султанали-бек, потомок шейха Ибрахима Абу Исхака
  • неизвестные уцмии
  • Р.в.м. уп. в 1064 году
  • Фируз уп. в 1068 году
  • Андзарнарс (XI—XII)
  • Хиздан (XIII)
  • Ах.с.б.р. (XIII), сын предыдущего
  • Мухаммадхан, Амирхан и Амирхамза, во время вторжения Монголов (1239—1240)
  • Султан-Мухаммад-уллу (XIV)
  • Султан-Алибек (XIV—XV), сын предыдущего
  • Мухаммадхан (XV), сын предыдущего
  • Мухаммадбек (XV), сын предыдущего
  • Уллубек (XV), сын предыдущего
  • Хайдар (XVI), сын предыдущего
  • Амиркаландар (XVI), сын предыдущего
  • Амирчуфан Мацарский (ум. в 1574 году)
  • Хасанали (1574—1580), сын предыдущего
  • Султан-Ахмедхан (1580—1588), сын предыдущего
  • Хан-Мухаммад (1588—1605), сын предыдущего
  • Рустамхан (1605—1632/1645), сын предыдущего
  • Амирхан Маджалисский или Енгикентский
  • Хусейнхан Маджалисский (до 1689 года)
  • Ахмедхан Кубинский (1689—1694), сын предыдущего
  • неизвестные уцмии
  • Уллу-Ахмадхан (1706/1711 — 1747)
  • Хан-Мухаммад (1747 — ?), сын предыдущего
  • Хамзат (до 1787 года), сын предыдущего
  • Устархан (1787—1792), брат предыдущего
  • Алибек (1792—1795), сын Хамзата
  • Рустамхан-Мамай (1795—1806), сын Хан-Мухаммада
  • Алихан (1806—1809), сын Устархана
  • Адильхан (1809—1822), сын Устархана

Примечания

  1. 1 2 Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 79 страница
  2. Тарих Дагестан Мухаммадрафи
  3. Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 94-96 страницы
  4. 1 2 Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 110 страница
  5. Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 101—102 страницы
  6. Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г.- 104 страница
  7. Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г. — 133 стр.
  8. Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г. — 131—132 стр.

Источники

  • Кайтагское уцмийство в Энциклопедии Дагестана
  • Н. В. Сычев «Книга династий» — Москва: «АСТ» — «Восток-Запад», 2008. ISBN 978-5-17-032495-8

Кайтагское уцмийство.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13