25-06-2023
Кредитная политика коммерческого банка- определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования. Специалист, разрабатывающий кредитную политику, должен видеть различие между политикой и процедурами. Политика устанавливает философские основы кредитной политики, в то время на процедуры отвечают на вопрос «Как?». Когда менеджмент банка формулирует ее основы, он прописывает в документе, каким сферам экономике будет уделяться особое внимание, тип идеального клиента — заемщика, характер взаимоотношений с ним, способы обеспечения ссуд и т. д. [1] Этот термин подразумевает, что руководитель должен понимать и знать процесс управления, состоящий из планирования, организации, направления деятельности и контроля. Кредитное администрирование включает все четыре аспекта управленческого процесса и следует логическому ходу процедуры удовлетворения кредитной заявки. Еще до того как речь пойдет о конкретном кредите, кредитные работники, менеджеры и совет директоров банка должны выработать философию, охватывающую все фазы кредитной деятельности. Эта философия, воплощенная в кредитной политике, является первым элементом кредитного администрирования. [2] Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Она обычно оформляется документально и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования.
Содержание |
В кредитной политике можно выделить два ключевых элемента: этапы кредитования и регламентируемые параметры и процедуры [3]
Основные функции:
Экзогенные или внешние факторы:
Экзогенные, внутренние факторы:
Практика показывает, что кредитная политика банка в большинстве случаев, как минимум, должна включать в себя такие элементы, как[6]:
Исходя из отечественного и мирового опыта требований оптимизации кредитной политики рекомендуется следующая схема формирования кредитной политики коммерческого банка:
Ключевой элемент кредитной политики — администрирование кредитов[7].:
Основные тенденции: — в кризис банки стали более ответственно подходить к принятию кредитных рисков, такая тенденция сохраняется и в текущем году [8]; — банки, специализирующиеся на розничном кредитовании, меньше вкладываются в ценные бумаги; — помимо операций на рынке ценных бумаг, кредитные организации активно наращивают долю продуктов и услуг, приносящих им комиссионные вознаграждения; — банки стали выдавать кредиты так же часто, как и до кризиса (охват банковскими услугами вернулся на докризисный уровень — отношение кредитов к ВВП 41 %) [9]; — развитие систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) (мультибанковские платежные системы, продвижение новых продуктов с использованием систем интернет-банкинга, интеграция банкоматных сетей)[10] Интенсивно развиваются системы ДБО с использованием информационных киосков. Однако традиционно они рассчитаны на физических лиц. Исключение — терминал автоматического подбора финансовых услуг для представителей малого бизнеса [11](разработчик — банк «Уралсиб»). С помощью этого сервиса предприниматель, не выходя из дома или офиса, сможет вносить ключевые данные о своей компании и сразу видеть, на каких условиях банк готов профинансировать его проект. Пока система работает только в тестовом режиме.
Кредитная политика.