04-06-2023
Культура Эрлитоу, кит. упр. 二里头文化, пиньинь: èrlǐtóu wénhuà — урбанистическая археологическая культура раннего бронзового века, существовавшая на территории Китая в период 2100—1800 (1500?) гг. до н. э.[1] Культура получила название по открытому при раскопках иньских стоянок в 1958 году археологическому памятнику в Эрлитоу (二里頭村) в Яньши, провинция Хэнань. Была изначально широко распространена на территории современных провинций Хэнань и Шаньси, позднее распространилась также в провинциях Шэньси и Хубэй. Китайские археологи нередко отождествляют культуру Эрлитоу с династией Ся, хотя ввиду отсутствия письменных источников эта связь небесспорна. Данная культура сыграла решающую роль в процессе формирования позднеиньской цивилизации.
Содержание |
Эрлитоу было крупнейшим поселением в Китае и всей Восточной Азии вплоть до примерно 1500 г. до н. э. К настоящему времени Эрлитоу считается наиболее ранним достоверно установленным административным центром Китая, где обнаружены руины дворцов и мастерские по плавке бронзы.[2] Эрлитоу сыграло важную роль в переходе Китая от неолита к бронзовому веку. Наряду с Эрлиган, считается примером урбанистической революции в Китае.[3]
По-видимому, культура Эрлитоу развилась на основе хэнаньской культуры Луншань и, возможно, шаньдунского Луншаня.[4]
В Эрлитоу (на реке Илоу, приток реки Лухэ) находилось массовое производство ритуальных бронзовых сосудов и других изделий из бронзы, в отличие от Лодамяо. В первоначальных раскопках изделий из бронзы было очень мало и все, возможно, были предметом импорта (ножи, шила, наконечники стрел, колокольчики).[5]
Существенным элементом чисто иньских культурных традиций, обнаруженных в Эрлитоу, были строительные методы, в частности хан-ту. Обнаружен Т-образный фундамент до 100 м в длину и ширину — нечто вроде общей центральной площади с несколькими строениями, а не отдельного строения.
Характерные формы керамики: тетраподы дин и пань, горшок-паровик цзэн, триподы цзя с рукоятями. Керамика серая, черная и белая, сосуды грубые и тонкие, примитивные и вычурные. Важнее всего было развитие штампа — резной, весьма искусный. с затейливой резьбой и высоким художественным мастерством. Изображения символичны, идейны. Стали появляться изображения драконов и монстров (на отдельных сосудах), маски таоте.[6]
После восхождения династии Шан Эрлитоу существенно уменьшается в размере, однако на раннем этапе данной династии всё ещё остаётся населённым. Размеры древнего города составляли около 2,4 на 1,9 км, из которых сохранились только около 3 км² в связи с тем, что прочая территория пострадала от наводнений.[2] Дворцы находятся на юго-восточном участке древнего города. Дворец 3 и Дворец 5 были первыми сооружениями в городе, более крупными, чем Дворцы 1 и 2, построенные поверх их фундаментов. Дворец 3 представляет особый интерес; он состоял из 3 дворов вдоль 150-метровой оси.[2]
Культура Эрлитоу.