14-06-2024
Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту[1].
По форме и по сути куначество есть дальнейшее развитие обычая кавказского гостеприимства, которое по смыслу есть форма исскуственного родства, побратимства.
Аналогичные по смыслу обычаи существовали у черногорцев, арабов и др[1].
Куначество — способствовало разрушению межэтнических барьеров, способстовало налаживанию дружбы соседних и других народов, из которой в дальнейшем произростало торговое и иное сотрудничество разных плёмен, народов[2].
Безусловно - куначество способствовало и повышению безопасности межэтнических контактов, так как обычай обязывал кунаков обеспечивать полную безопасность друг друга, как безопасность родных братьев. Об этом например — Ф. А. Щербина, писал так[3] : «Обычай куначества свято соблюдался черкесами. Взять кунака из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли.»
Куначеские отношения обычно устанавливались с первых взаимных симпатий между хозяином дома и гостем и оформлялись обменом клятвами, обменом ценными и дорогими подарками и несложными ритуальными формальностями, к примеру выпивали молоко или вино из одной чаши, в которую бросали золотые монеты и т.п[2].
Куначеские отношения длились на протяжении веков, так как куначество передавалась по наследству, кунаки и их дети оказывали друг другу взимопомощь во всех важнейших делах. Известны случаи когда кунак заменял детям умерших родителей и опекал их до самого взросления[2].
Куначеские отношения у кавказских народов встречаются и в настоящее время, причём охватывают и представителей других народов, казаков и т. д.[2].
Содержание |
Время возникновения этого обычая относят к седой старине, но точный период пока неустановлен. Одним из самых ранних исторических свидетельств о существовании на Кавказе обычая Куначества может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце 15 века много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу в которой сообщалось следующее[4] :
«Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого. Хозяина и гостя они называют „конак“, что значит по-латински hospite. По уходе гостя хозяин провожает конака-чужестранца до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь как самый преданный друг. И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако конакам своим они обычно остаются верны и дома и вне дома и относятся к ним с величайшим радушием.»
Наиболее значимые отличия от гостеприимства следующие[5]:
Точное происхождение названия пока не установлено. По одной версии - слово "кунак" - происходит от чеченского "къонах" (благородный человек). По другой версии - слово "кунак" - происходит от тюркского (башкирского) "конак" (гость)[6]. Практически у каждого кавказского народа есть своя "прекрасная" версия происхождения этого слова.
Куначество 2013, кунаков герой, куначество по русски, кунаков михаил викторович ростов на дону.
Портал:Энтомология/Семейства насекомых/6, Ямагути, Цутому, Александр Кубалов, Категория:Игры Gorilla Systems Corporation.