19-09-2023
Францискус Бернардус Якобус Кёйпер | |
Franciscus Bernardus Jacobus Kuiper | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Альма-матер: | |
Известен как: | |
Награды и премии |
|
Францискус Бернардус Якобус Кёйпер (нидерл. Franciscus Bernardus Jacobus Kuiper; 7 июля 1907 — 14 ноября 2003) — известный голландский учёный-индолог, занимавшийся изучением практически всех областей индо-иранской и индо-арийской филологии, лингвистики и мифологии. Специализировался на индоевропеистике, дравидийских языках и языках мунда.[1]
Кёйпер родился 7 июля 1907 года в Гааге, Нидерланды. Изучал латинский, греческий, санскрит и индоевропейскую лингвистику в Лейденском университете, где в 1934 году защитил докторскую диссертацию по санскриту. Затем он проработал несколько лет учителем латинского и греческого языка в лицее в Джакарте, Индонезия. В 1939 году его назначили профессором санскрита в Лейденском университете.
Интересы Кёйпера были чрезвычайно широки. Так, он одним из первых провёл систематическое исследование догреческого (позднее его исследования продолжил Р. Бекес)[2][3] и доведийского субстратов.
Кёйпер был членом Королевской академии наук в Амстердаме и рыцарем Ордена Нидерландского льва.
Содержание |
Кёйпер известен прежде всего как автор оригинальной концепции ведийской религии. По его мнению, основную часть Ригведы составляют гимны, исполнявшиеся во время ритуалов встречи Нового года. Именно поэтому, как считает Кёйпер, в Ригведе так часто упоминается сюжет о победе Индры над Вритрой. Этот миф он считает космогоническим и потому задающим всю структуру ведийской религии. Трактуется им этот миф следующим образом. В начале не было ничего, кроме первичных вод хаоса, по которым плавал холм, содержащий в себе всё мироздание в потенциальном, ещё недифференцированном состоянии. Основным свойством этого холма была инертность, поэтому он и назывался вритра («сопротивление»). Индра, будучи демиургом, своим космогоническим актом преодолел это сопротивление, и пронзил первичный холм насквозь, сделав его неподвижным и обозначив таким образом Центр. Из расколотого холма вырывается жизнь в виде двух сил — воды и огня, а сам холм разрастается и становится землёй. Вторая часть космогонического деяния Индры заключается в том, что он разъединил небо и землю, выступив в роли космического столба или Мирового древа. Старые боги, асуры, остаются в подземном мире, в котором сохраняются воды хаоса. В верхнем, небесном мире им на смену приходят молодые боги — девы. Таким образом, творение мира заключается в разделении первичного хаоса на противоположности, бинарные оппозиции.
Важное место Кёйпер уделял образу Вишну, помощника Индры. По его мнению, Вишну сохранял центральное положение между девами и асурами. Сделав свои знаменитые три шага, он укрепил созданные Индрой два мира. Особое место занимает третий шаг Вишну, относящийся к верхнему, недосягаемому миру. Этим шагом он преодолел двойственность Вселенной, вернув в неё единство, но уже не в виде хаоса, а на качественно новом уровне трансцендентности.
Каждый Новый год является ритуальным отражением и воспоминанием космогонического мифа, поэтому его обряды нацелены на то, чтобы помочь Вселенной обновиться, чтобы уничтожить старый обветшавший мир, вернуться к первичному хаосу, а затем сотворить мир заново. Чтобы «помочь» Индре преодолеть сопротивление хаоса, в Новый год проводились состязания колесниц и словесные поединки. Самого Индру символизировал устанавливавшийся на время праздника столб.
Кёйпер связывает возникновение космогонического мифа с подсознательным припоминанием человеком собственного пренатального опыта. При этом первичный холм или Мировое Яйцо, плавающие в первичных водах, сопоставляются с яйцеклеткой, а космогонический акт демиурга — с оплодотворением яйцеклетки сперматозоидом, которое связано с преодолением определённой инертности.
Кёйпер, Францискус Бернардус Якобус.