14-10-2023
Лакцы | |||
Султан Амет-хан • Муса Манаров • |
|||
Самоназвание |
Лак (лакру, лактал, лаксса, лаккучу[1]) |
||
---|---|---|---|
Современный ареал расселения и численность | |||
Всего: 185,000
Украина: 1019 (2001 г.)[6] |
|||
Язык | |||
Религия |
Лакцы или лаки (лакск. лак) — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы). Административным центром лакцев является Кумух, расположенный в центральной части нагорного Дагестана.
Содержание |
Ряд исследователей, как Услар, Лавров и другие, связывали название древнего кавказского народа «леги» с этнонимами лакцев и лезгин (об этнониме последних подробно см. История лезгин). Страбон, ссылаясь на спутника Помпея Феофана Митиленского, писал, что «между амазонками и албанами живут гелы и леги — скифы», а Плутарх, говоря об «амазонках», отмечает, что «между ними и албанами обитают гелы и леги»[9]. По мнению одной из ведущих специалистов по истории Кавказской Албании К. В. Тревер:
Историк М. Г. Магомедов пишет:
Легами в закавказских источниках называют все народы Дагестана ... Древние племена гелов локализуются некоторыми исследователями в долине Сулака, где находился и главный их город под названием Гелда, сопоставляемый с нынешним селом Гельбах. Остатки племен утиев до настоящего времени известны в отдельных районах Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Племена гаргареев большинство исследователей сопоставляет с народами бывшей Чечено-Ингушетии[10].
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, лаки (т.е. лакцы) это
Этнограф Д.Б. Бутаев производил этноним «лезгин» от лакского слова «лакъсса» — высокий[12]. Повторяя Бутаева и добавив, что лакцы сами себя называют «лак» или «лаккучу» Р.Маршаев приходит к выводу: термин «леки» относиться к лакцам[13]. Н. С. Трубецкой полагал, что «чечены, лаки (кумухи) и уди образуют группу, происходившую от древних legoi (lhgai) »[12].
В дореволюционной России лакцев называли казикумухцами или казикумыками. Этноним гази-кумук встречается с XV века в персидских письменных памятниках и означает «священные кумуки», т. е. мусульмане. Оно отражает название древнего княжества Гумек[14]. Н.Ф. Дубровин дал развёрнутое объяснения происхождения данного этнонима:
Племя, известное у нас под именем казикумухцев, само себя называет лак, а страну свою лакрал-кану. Происхождение названия казикумухов, под которым лаки известны нам, объясняется довольно правдоподобно тем, что народ этот принял одним из первых магометанское учение и получил почётное прозвище газы — воюющие за веру. Так как главным селением этого народа был Кумух (Гумук), где имел пребывание и их правитель, то из соединения названия этого селения с испорченным словом газы и произошло название кази-кумухов[15].
В XIX — начале XX вв. на Северном Кавказе терминами кумык, кумук именовали преимущественно лакцев, хотя местное население осознавало эти этнонимы как собирательное название всех народов Дагестана. В самом Дагестане, а также в Чечне и Ингушетии терминами кумык и кумук именовали два народа — лакцев и кумыков[16]. Со временем термин кумук стало чётко соотноситься с кумыкским этносом, в отличии от самоназвания лакцев — лак.
Как было сказано, сами себя лакцы называют «лак», «лакру», «лактал», «лаксса» и «лаккучу». По мнению В.И. Абаева самоназвание «лак» находится в связи с терминами «лагъ» и «лыг», как именовали различные кавказские народы «крепостного, а также» с осетинским «лæг», означающего «человека» и «мужчину»[17]. А.М. Алиханов-Аварский также полагал, что первоначально самоназвание лакцев означало собою «человека», но свой вывод он основывал на «...малайском наречии острова Явы»[17]. В 1887 году историк Гасан-Эфенди Алкадари писал:
Казикумухский округ, куда входит прежде всего город Кумух ... В некоторых арабских источниках этот город называется Лак ... Население этого округа издревле называет себя именем Лак[18].
Стоит подчеркнуть, что в Иране проживает этническая группа с таким названием — лаки (англ.)русск., которые не имеют ничего общего с лакцами. Абдуллаев И. X. и Микаилов К. Ш. писали, что "в настоящее время термин лак в качестве этнического названия лаков распространён и в других языках. Можно предположить, что использование термина лак в качестве самоназвания — вторичное явление. Возможно, становление этого самоназвания произошло в эпоху возвышения Казикумуха в средние века"[19].
Аварцы именуют лакцев — тумал, гумук; андийцы — гумекидирал; ахвахцы — гъомокисел (правильнее — гъазигъумухъилIийи, тумо[20]); багулалы — лакоди; ботлихцы — гъумукhиди; горские евреи — къемух; даргинцы — вулугуни, вулечуни, лагла; кумыки — къумукъ, гази-къумукъ; лезгины — яхолшу, яхулви; ногайцы — казы-кумык; осетины — лекъ(аг); табасараны — гумг; цезы — гъумек; чеченцы — газ-гумки[14].
Лакцы именуют аварцев — авартал, ярусса; даргинцев — даргиял, акъушал; кумыков — къумукътал, арнисса; агулов — агултал; лезгинов — лазгиял, курал; табасаранов — табасарантал; цахуров — цIахуртал; рутулов — рутIултал; русских — уьрустал, уьрусру; чеченцев — мичихичтал; евреев — жугIуттал.
Древнейшим государственным образованием на территории Лакии являлось княжество Гумук, где располагалась резиденция правителей лакцев. Историю лакцев можно разделить на несколько частей. Первая часть это эпоха Ануширвана, который построил крепость в Кумухе и назначил там правителя, хотя кроме этого больше ничего не известно. В VI веке Кумух вероятно был одним из военных центров нагорного Дагестана, которым пользовался Ануширван. Вторая часть это эпоха шамхалов Кумуха, которые возникли в VIII веке, но проявили себя позднее в XI веке. В XV веке шамхалы Кумуха стали влиятельными князьями Дагестана. Тюркский историк Низамеддин Шами в XV веке упоминает «Кази-Кумук» как дагестанское княжество[21]. Третья часть это эпоха ханов Кумуха.
Говорят на лакском языке, входящем в нахско-дагестанскую группу языков. Распадается на пять основных диалектов: кумухский (с. Кумух и ряд ближайших к нему сёл), вицхинский, вихлинский (аул Вихли и ряд смежных поселений в юго-восточной части Лакского района), аштикулинский и балхарский (аул Балхар и смежные с ним два аула Цали-Кан и Кули, а также население Улучара Акушинского района)[22]. Письменность с XV века на основе арабской графики, с 1928 — латинской, с 1938 на основе кириллицы[23]. Распространён также русский язык. Самые ранние данные о лакском языке (перечень слов и некоторые грамматические сведения) встречаются в конце XVIII — начале XIX вв., в работах И.А. Гюльденштедта, Ю. Клапрота[24].
Верующие лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб)[25]. Ислам среди лакцев насильственно насаждался ещё арабскими завоевателями, но укоренился лишь в XIII-XIV вв.[26]. В.В. Бартольд писал: «Кази-кумуки были мусульманами и рассматриваются как передовые бойцы ислама против соседних языческих народов; их князя называли шаукал»[27].
В период средневековья и эпохи русского завоевания в лакской литературе господствующее место занимала религиозная поэзия и религиозно-дидактическая литература[28]. Писатель-революционер Саид Габиев основал первую лакскую газету «Заря Дагестана», которую он издавал в 1912—1914 годах в Санкт-Петербурге. Им были созданы ряд стихотворных и прозаических произведений, в том числе первая социальная драма на лакском языке[28]. Другой лакский писатель-революционер Гарун Саидов стал автором первой дагестанской драмы «Лудильщики», в которой показал картину тяжёлой жизни кустарей-отходников[29]. Поэт Абуталиб Гафуров создал новый жанр в дагестанской литературе — прозу, перемежаемую стихами; ввёл в лакское стихосложение рифму, обогатив его восьмисложным силлабическим размером[30]. Среди других лакских поэтов следует отметить Ахмеда Каради Заку-Задэ (Курди), Мугутина Чаринова и Ибрагим Халил Курбан Алиева.
В Дагестане функционирует Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева, который берёт своё начало с любительского кружка лакской интеллигенции селения Кумух, открывшегося в 1914 году[31].
Традиционная одежда лакцев была близка к видам одежды других народов Дагестана — туникообразное платье рубаха, куртту — один из разновидностей бешмета, чухъа — черкеска, бартук, как один из видов зимней одежды, къавалей — пастушеская одежда[32][33].
В настоящее время известно 60 лакских селений. Лакский район Дагестана: Кумух, Турчи, Гуйми, Гущи, Чукна, Куба, Кукни, Чара, Ккуркли, Кума, Кунды, Палисма, Камахал, Ницовкра, Караша, Унчукатль, Хуна, Лахир, Хури, Хуты, Читтур, Кубра, Ури, Шовкра, Щара, Хурхи, Хурукра, Кулушац, Чуртах, Хулисма, Бурши, Шахува, Шуни, Мукар.
Другие районы Дагестана: Балхар, Уллучара, Цуликана, Аракул, Шадни, Шалиб, Верхний Катрух.
В книге лирической прозы «Мой Дагестан» Расул Гамзатов приводит примечательные слова своего земляка, народного поэта республики Абуталиба Гафурова, обращенные на одной из пресс-конференций к зарубежным друзьям советской литературы: «Я, во-первых, лакец, во-вторых, дагестанец и, в-третьих, поэт Страны Советов». Или можно считать наоборот: во-первых, я советский поэт, во-вторых, я живу в республике Дагестан, а в-третьих, я по национальности лакец и пишу на лакском языке, Это все во мне нерасторжимо. Это — моё самое дорогое сокровище. Ни от одного из них я не хочу отказываться».
Первым в России полным кавалером Георгиевского креста, «для нехристиан установленного», стал юнкер 2-го Дагестанского полка, лакец по национальности Лабазан Ибрагим Xалил-оглы.
Нахско-дагестанские народы | |
---|---|
Аваро-андо-цезские народы | аварцы • андийцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалинцы • цезы (дидойцы) |
Лезгинские народы | агулы • арчинцы • будухцы • крызы • лезгины • рутульцы • табасараны • удины • хиналугцы • цахуры |
Даргинские народы | даргинцы • кайтагцы • кубачинцы |
Лакцы | лакцы |
Нахские народы (вайнахи) | аккинцы • бацбийцы • двалы? • галгай/ингуши • орстхойцы/карабулаки • нохчий/чечнцы (кистинцы, малхистинцы) |
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Лакцы.