21-09-2023
Гражданство | |
---|---|
Дата рождения | |
Дата смерти | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команды | |
Гран-при |
17 |
Очки |
0,5 |
Дебют | |
Лучший старт | |
Лучший финиш | |
Последняя гонка |
Мария Грация «Лелла» Ломбарди, (итал. Maria Grazia "Lella" Lombardi, 26 марта 1941, Фругароло, Алессандрия — 3 марта 1992, Милан) — итальянская спортсменка-автогонщик, участница чемпионатов мира по автогонкам в классе Формула-1. Первая и пока единственная женщина, набиравшая очки в зачёт чемпионата мира Формулы-1.
Содержание |
В детстве занималась спортом, играла в гандбол. Позже проявила интерес к автогонкам, первоначально участвовала в ралли в качестве штурмана.
Позже начала участвовать в итальянских кузовных и формульных чемпионатах под именем Лелла, которое было её детским прозвищем. Выиграв чемпионат Мексики в «Формуле-Форд», перешла в 1974 году в британскую «Формулу-5000».
В Формуле-1 дебютировала 20 июля 1974 года на Гран-при Великобритании в частной команде «Эллайед Полимер Груп» за рулём автомобиля «Брэбэм BT42». Дебют в чемпионате мира не стал удачным: Лелла Ломбарди не смогла пройти квалификацию, запомнившись лишь необычным стартовым номером 208. Он был присвоен по просьбе одного из спонсоров Леллы, радиостанции из Люксембурга, вещавшей на частоте AM 208 кГц, и до сих пор является наивысшим за всю историю чемпионата «Формулы-1».
В 1975 году смогла провести полный сезон в чемпионате в команде «Марч».
Второй гонкой в карьере Леллы Ломбарди был Гран-при Испании 1975 года, проводившийся на городской трассе Монжуик-Парк в Барселоне. На первом этапе чемпионата в ЮАР она не смогла проявить себя, заняла последнее место на стартовой решётке и в гонке не добралась до финиша. Результат в Испании поначалу также был невыразительным: в квалификации Лелла заняла 24-е место, обойдя лишь Артуро Мерцарио на «Уильямсе» (результат Эмерсона Фиттипальди, медленно проехавшего свой квалификационный круг в знак протеста против низкой безопасности трассы, в расчёт принимать не стоит). Однако едва началась гонка, как караван машин начал стремительно редеть: уже на старте столкнулись Марио Андретти и Ники Лауда, Артуро Мерцарио и Вилсон Фиттипальди заехали в боксы и прекратили гонку, а два круга спустя сошли ещё три гонщика. Многочисленные аварии и сходы привели к тому, что Лелла Ломбарди после первой трети гонки занимала место в первой десятке гонщиков.
Гран-при Испании 1975 года закончился на 29 круге, после того как четырьмя кругами ранее лидировавший Рольф Штоммелен вылетел с трассы, в результате чего погибли 5 зрителей. На момент остановки гонки Лелла Ломбарди шла на шестом месте, дававшем одно очко в зачёт чемпионата мира, но, поскольку гонщики прошли менее двух третей дистанции, по правилам им была начислена половина очков. В этой гонке Лелла Ломбарди установила новое высшее достижение женщин в гонках Формулы-1 (предыдущее было установлено Марией Терезой де Филиппис, занявшей на Гран-при Бельгии 1958 года 10-е место) Она до сих пор остается единственной женщиной, сумевшей набрать очки в зачёт чемпионата мира Формулы-1.
В последующих гонках сезона 1975 года Лелла Ломбарди лишь ещё один раз сумела проявить себя, заняв седьмое место в Гран-при Германии. В 1976 году она провела в команде «Марч» лишь стартовую гонку сезона, после чего её заменили на Ронни Петерсона. В середине сезона участвовала в трёх Гран-при в составе команды RAM (дважды не прошла квалификацию и один раз попала на старт, заняв в гонке 12-е место)
Закончив в 1976 году карьеру в Формуле-1, участвовала в кузовных гонках, заняла 31-е место в гонке НАСКАР в 1977 году, позже стартовала в различных гонках спортпрототипов, Европейском чемпионате по турингу, ДТМ. Умерла в 1992 году от рака.
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Год | Команда | Шасси | Двигатель | Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1974 | Allied Polymer Group | Brabham BT42 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
G | АРГ |
БРА |
ЮЖН |
ИСП |
БЕЛ |
МОН |
ШВЕ |
НИД |
ФРА |
ВЕЛ DNQ |
ГЕР |
АВТ |
ИТА |
КАН |
СОЕ |
- | 0 | |
1975 | Марч Инжиниринг | March 741 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
G | АРГ |
БРА |
ЮЖН Сход |
21 | 0.5 | |||||||||||||
Марч | March 751 | ИСП 6 |
МОН DNQ |
БЕЛ Сход |
ШВЕ Сход |
НИД 14 |
ФРА 18 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 7 |
АВТ 17 |
ИТА Сход |
|||||||||||
Фрэнк Вильямс Рэйсинг Карз | Williams FW04 | СОЕ НС |
||||||||||||||||||||
1976 | Марч Инжиниринг | March 761 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 |
G | БРА 14 |
ЮЖН |
СОЕ |
ИСП |
БЕЛ |
МОН |
ШВЕ |
ФРА |
- | 0 | ||||||||
RAM | Brabham BT44B | ВЕЛ DNQ |
ГЕР DNQ |
АВТ 12 |
НИД |
ИТА |
КАН |
СОЕ |
ЯПО |
Ломбарди, Лелла.