Chefeat.ru

Здоровое питание

Лукизм

16-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Лукизм или face fascism (дискриминация по внешности) — это обозначение положительных стереотипов, предрассудков, выбора поведения по отношению к физически привлекательным людям, а также к тем, чья внешность отвечает культурно-социальным представлениям и нормам того или иного общества. Уоррен Фаррел предлагает термин «торжество гена» для описания обожания и восхваления физической красоты человека[1]. Физическая привлекательность ассоциируется с хорошими, положительными вещами, например, с образом принцессы, в то время как непривлекательность — с негативными, например, злая ведьма. Многие люди делают автоматические суждения о других, основываясь на собственном представлении о своей внешности, которое, в свою очередь, влияет на их восприятие других людей. Исследования стереотипа «хорошо всё то, что красиво» доказывает, что в своём большинстве, обладатели привлекательной внешности пользуются этим и извлекают немало выгод из этого. Например, людей с привлекательной внешностью лучше воспринимают в обществе, а также внешняя привлекательность оказывает сильнейшее влияние при оценивании человека в целом[2]. Исследования показывают, что в среднем у индивидов с привлекательной внешностью гораздо больше друзей, они более социализированы и их половая жизнь гораздо активнее. Однако наличие привлекательной внешности не обозначает, что индивид счастлив и никак на это не влияет[3].

История

Несмотря на то, что «лукизм» — современный термин, который недавно вошёл в употребление, мировой опыт и многовековые традиции всегда призывали не придавать большого значения внешности: С Древних времён по сегодняшний день лукизм вводит в замешательство. Например, очень часто в любовных отношениях внешность бывает обманчива, в конце концов, это в какой-то степени бесчеловечно и нетактично судить людей по внешности или играть на этом. Судить по внешности также запрещено и в монистических религиях («не создай себе кумира»). Лукизм также критикуется многими древними и средневековыми философами. Скептики, стоики, циники, эпикурейцы и схоластики развили множество причин избежать попадания под влияние внешности[4]. Термин «лукизм» впервые был введён в обращение в 1970 году в связи с движением за права полных людей. В 1978 году этот термин был напечатан в Вашингтон пост (The Washington Post), где объяснялось, что полные люди придумали термин «лукизм» для определения дискриминации по внешним данным[5]. Лукизм привлёк внимание как культурологов, так и экономистов. В культурологии лукизмом считается предвзятое мнение о красоте, а также формирование культурных стереотипов, которые основываются на внешности, социальных ожиданиях и гендерных ролях. С экономической точки зрения уровень дохода напрямую зависит от внешности, также как и уровень производительности сотрудников зависит от того, считают ли их коллеги привлекательными или наоборот, некрасивыми. Некоторые писатели исследовали дискриминацию по внешности среди геев. Активист и писатель-гомосексуал Микелянджело Сигнорили описал подобную дискриминацию как «установление жёстких стандартов физической красоты, которые оказывают давление на определённые группы людей, стремящиеся попадать под эти стандарты. Любой человек, который не следует установленным стандартам, автоматически считается физически непривлекательным и сексуально не возбуждающим. В культурах, где внешнему виду уделяется большое количество внимания и где тело играет важную роль, подобная дискриминация затрагивает не только тех, кто не хочет и/или не может быть сексуально привлекательным, следуя установленным стандартам, но и вовсе перестает считать человеком непривлекательного человека, судя его только по внешнему виду. В этом смысле подобная дискриминация мало чем отличается от расизма, сексизма или гомофобии вовсе»[6].

Эмпирическая точка зрения

Нэнси Эткофф, психолог Массачусетского госпиталя утверждает, что «сегодня мы живём в мире, где лукизм является одним из наиболее распространённых предубеждений»[7]. Исследование Дэна Ариэли доказали, что среди американских женщин наибольшим спросом пользуются более высокие мужчины, но более низкие и привлекательные мужчины, на их взгляд, зарабатывают на порядок больше высоких мужчин[8]. В статье «Лукизм — это честно?» («Is Lookism Unjust») Луис Тиетже и Стивен Кресап спорят на тему, считается ли дискриминация по внешности законной[9]. Тиетже и Кресап в доказательство приводят результаты исследования, согласно которому к привлекательным людям существует более предпочтительное отношение в обществе, а к непривлекательным применяются негативные санкции, например, неуважительное отношение, пренебрежение, отказ от предоставления каких-либо возможностей. Согласно недавнему исследованию рынка труда, привлекательные люди получают больше премий и привилегий, а некрасивые люди наоборот, выплачивают штрафы или к ним применяются определённые меры наказания. Результаты исследования показали, что если человек (неважно, мужчина или женщина) попадает в 9 % самых некрасивых людей компании, то вероятность того, что к нему будут применены санкции из-за его внешнего вида, составляет 7-9 %. Если сотрудник компании попадает в 33 % самых красивых людей организации, то вероятность того, что отношение к нему будет лучше и он получит премию, составит 5 %. Несмотря на наличие явных доказательств подобной дискриминации, авторы ставят под сомнение факт её существования на протяжении человеческой истории. Таким образом нет каких-то прямых доказательств, что того или иного человека дискриминируют непосредственно из-за его внешнего вида, а следовательно и невозможно разработать какие-либо правовые основы для наказания. Тиетже и Кресап делают вывод: «Мы не видим каким образом можно объяснить и доказать необходимость политического вмешательства в проблему дискриминации по внешности».[9]

Политический лукизм

Лукизм в политике начал проявляться в то время, когда в газетных карикатурах стали беспощадно высмеиваться внешние недостатки политиков[10]. В 1960 году, во время президентской гонки между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном, многие считали, что победу в первых теледебатах Кеннеди обеспечила его внешность[11]. Однако некоторые исследователи сочли этот факт выдуманным и утверждали, что внешность Кеннеди никак не повлияла на его победу[12]. Существует несколько постоянных переменных для определения женственности или мужественности того или иного политика. Шарлотта Хупер утверждает, что «половая принадлежность пересекается с прочими социальными принадлежностями, такими как класс, род и вместе они образуют новую иерархию с новыми характеристиками»[13]. Хупер также приводит пример «истинно мужского» поведения во время войны. Этот эталон определяет, является человек «настоящим мужчиной» или нет. Кроме того, СМИ «создают эталон мужского образа, который распространяется по всему миру»[14]. Именно в этом окончательно закрепилась идеология лукизма, считает Хупер. Другой исследователь, Лаура Шепхерд, также считает, что «мужчины должны вписываться в матрицу образа»[15], то есть вести себя соответственно, одеваться соответственно, без лишних эмоций или какого-либо намека на женственность. Если им удается достичь этого они становятся практически неприкасаемыми. Однако существует и другая точка зрения, которая заключается в том, что в политике существует интерес лишь к вопросу о мужественности, в то время как изучение вопроса женственности в этой же сфере представляется совершенно невозможным[16].

См. также

Примечания

  1. Farrell, Warren (2005). Why Men Earn More: The Startling Truth About the Pay Gap — And What Women Can Do About It. AMACOM, ISBN 0-8144-7210-9 p. 193
  2. Eagly, Alice; Ashmore, Richard (1991). «What is beautiful is good, but…». Psychological Bulletin 110: 109—128.
  3. Rhodes, Gillian last2 = Simmons (2005). «Attractiveness and Sexual Behavior: Does Attractiveness Enhance Mating Success?». Evolution and Human Behavior 26: 186—201
  4. Louis Tietje and Steven Cresap (2005). «Is Lookism Unjust? The History and Ethics of Aesthetics and Public Policy Implications.» Journal of Libertarian Studies, Vol 19 No 2, Spring 2005, pp. 31-50
  5. John Ayto, 20th Century Words, Oxford: Oxford University Press, 1999. ISBN 978-0-19-860230-9
  6. Morrison, Todd Eclectic Views on Gay Male Pornography: Pornucopia, Volume 47, Psychology Press, ISBN 978-1-56023-291-9
  7. William Safire. «The Way We Live Now: 8-27-00: On Language; Lookism», New York Times Magazine, August 27, 2000.
  8. «Ariely found that a 5’4» man would need to make $229,000 more than a 6' man to have equal appeal; a 5’6" man would need $183,000 more; a 5’10" man would need $32,000 more." Lori Gottlieb (2010). Marry Him: The Case for Settling for Mr. Good Enough. Penguin, ISBN 978-1-101-18520-9 p. 239
  9. 1 2 Louis Tietje and Steven Cresap. (2005). «Is Lookism Unjust?: The Ethics of Aesthetics and Public Policy Implications». Journal of Libertarian Studies 19 (2): 31-50.
  10. Jones, Johnathan (2012). «Can you be too ugly for politics?», The Guardian 10 January 2012; accessed 19 October 2013
  11. «THE KENNEDY-NIXON PRESIDENTIAL DEBATES, 1960 — The Museum of Broadcast Communications». The Museum of Broadcast Communications (MBC). Retrieved 2010-10-08.
  12. «The myth of viewer‐listener disagreement in the first Kennedy‐Nixon debate». The Central States Speech Journal. 1987. Retrieved August 7, 2012.
  13. Hooper, Charlotte (1999). «Masculinities, IR and the ‘gender variable’: a cost-benefit analysis for (sympathetic) gender sceptics». Review Of International Studies 25: 475—480.
  14. Hooper, Charlotte (1999). «Masculinities, IR and the ‘gender variable’: a cost-benefit analysis for (sympathetic) gender sceptics». Review of International Studies 25: 475—580.
  15. Shepherd, Laura J. (2010). «1». Sex or Gender? Bodies in World Politics and Why Gender Matters. New York: Routledge.
  16. Enloe, Cynthia. «‘Gender’ is not enough: the need for a feminist consciousness». International Affiars: 97.

Лукизм.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13