Chefeat.ru

Здоровое питание

Мара (демон)

19-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Иоганн Генрих Фюссли. «Ночной кошмар»

Ма́ра (праслав. *mara «призрак»[1], др.-рус. мара, рус. мара, мо́рок[2], укр. мара, белор. мара, словацк. mara, болг. мара́ва «кошмар», болг. марок «призрак, привидение») — в славянской мифологии призрак, привидение[3]. В скандинавской мифологии — злой дух, демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны, сопровождающиеся удушьем под весом демона, отчего сами дурные сны также стали носить имя кошмара. Греки знали этого демона под именем Эфиальта[источник не указан 65 дней], а римляне — под именем Инкуба.

Содержание

Представления славян

Наиболее близка к общему значению «призрак, привидение» семантика лексемы мара в украинском языке, где она обозначает слабо персонифицированное существо, которое невидимой пеленой покрывает людям глаза, затемняет им рассудок, чтобы сбить с дороги и завести в опасное место (волын.) или скрыть то, что находится перед глазами. Ср. украинское выражение «Блудить, як якась мара», русское выражение «Мара водит кого» — о необычном поведении кого-либо. Согласно поверьям украинцев юга России, мара имеет смутный неясный облик, похожий на человеческий. Она пугает людей, появляясь ночью во дворе или перед окнами дома, может навредить здоровью человека, дыхнув или дунув в его сторону (курск.).

В ряде случаев персонажи, обозначаемые корнем *mar-, имеют тот же комплекс мифологических функций, что и змора: в польской традиции слово тяга — синоним названий этого персонажа с корнем *mor- типа mora, zmora; в белорусской и украинской традиции мара — название персонажа, подобного польской зморе, который душит и мучает по ночам спящих людей, особенно юношей и девушек, наваливаясь на них[4].

В северо-западной русской и южно-русской традиции мара обозначает женский персонаж, подобный кикиморе[5]. Мара обычно невидима, но может принимать вид женщины с длинными распущенными волосами, которые она расчёсывает, сидя на пряже. По другим сведениям мара — чёрное, косматое (олонец., тул.), а также страшное и растрёпанное существо (калуж.)[6].

На Украине чучело Мары носили по улицам при встрече Весны на Авдотью Плющиху с пением веснянок[7] (см. Марена).

См. также

Примечания

Литература

  • Левкиевская Е. Е. Мара // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 178–179. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Максимов С. В. Кикимора // Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 61–67.
  • Максимов С. В. Собрание сочинений. — СПб.: Книгоиздат. т-во «Просвещение», 1912. — Т. 18, Нечистая сила; Неведомая сила. — (Всемирная библиотека).
  • Роббинс Рассел Хоуп Энциклопедия колдовства и демонологии / Р. Х. Роббинс; Пер. с англ. Т. М. Колядич, Ф. С. Капицы. — М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 560 с.: ил. — («ADMARGINEM»). ISBN 5-17-008093-X (ООО «Издательство АСТ»), ISBN 5-271-02118-1 (ООО «Издательство Астрель»), ISBN 5-87214-066-5 (Издательство «Миф»).
  • Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. — 592с., ил. ISBN 5-699-11536-6
  • Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. — М.: Наука, 1990. — Т. 17. — С. 204—206. — ISBN 5-02-010995-9

Мара (демон).

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13