Chefeat.ru

Здоровое питание

Материалистическая эстетика

18-08-2023

Содержание

Материалистическая эстетика — концепция эстетики общественного бытия, теория реалистического искусства, которая находит объективные эстетические закономерности в самой действительности («усматривает источник поэзии в самой жизни»[1]), доказывает необходимость правдивого воспроизведения её в искусстве, активного участия искусства в жизни общества. Является преемственной с классической эстетикой прошлого, прежде всего немецкой. Своё дальнейшее развитие получила в диалектико-материалистической эстетике, по отношению к которой предшествующую ей материалистическую эстетику называют домарксовой.

Истоки

Истоки зарождения материалистической эстетики можно отнести к Древней Греции, выделяя особо Аристотеля и эпикурейцев[2][3]. Н. Г. Чернышевский отмечал, что Аристотель первый изложил в самостоятельной системе эстетические понятия, которые господствовали более двух тысяч лет[4]. В Эпоху Просвещения становлению материалистической эстетики помогали труды Лессинга и др.

В России

Как русское искусство XIX века, начиная с Пушкина, выходит на самые передовые рубежи мирового искусства, так и эстетика русских революционных демократов, начиная с младшего современника Пушкина — В. Г. Белинского, становится в авангарде мировой прогрессивной эстетической мысли[4].

Возникновение материалистической эстетики в России относят к периоду кризиса феодально-крепостнического строя — к 40—60-м годам XIX века[5], её окончательное формирование и утверждение — совместно с революционно-демократической политической идеологией — к 50—70-м годам[6]. Как отмечают современные исследователи, «представляется, в борьбе с уродливыми самодержавно-крепостническими порядками у революционных демократов не было другого, более сильного оружия, чем эстетика»[7]. Наивысшее развитие домарксистской материалистической эстетики в целом относят к трудам В. Г. Белинского[8], Н. Г. Чернышевского[9], Н. А. Добролюбова[5][10], указывают также Герцена[11], Н. П. Огарёва[12], Д. И. Писарева[13][14]. Особо выделяют Н. Г. Чернышевского — который обогатил материалистическую эстетику глубокими диалектическими идеями[15], — и защищённую им в 1855 году диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности»[16], в которой «на языке «отвлечённых» эстетических категорий проводилась мысль о необходимости коренного переустройства социального бытия, приведения его в соответствие с идеалом»[1]. Как указывает д-р филол. наук Д. Е. Васильева, в этой своей работе Чернышевский «подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию "искусство для искусства"»[17].

Революционные демократы разработали материалистическую эстетику на основе критики идеалистической эстетики, нацелив её на решение коренных социальных проблем[7].

Отмечают, что основополагающее значение для развития критического реализма в русском изобразительном искусстве имели материалистическая эстетика В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и передовая художественная критика (особенно В. В. Стасов)[18].

Категории эстетики

Материалистическая эстетика 18—19 вв. доказывала объективность прекрасного, рассматривая его как свойства, качества, отношения самой материальной действительности[19]: «Прекрасное есть жизнь», — говорил Николай Чернышевский (жизнь, какова она должна быть по нашим понятиям[7]). («Трагическое есть ужасное в человеческой жизни» — формула Чернышевского[7]).

См. также

Литература

  • М. Гущин, «Чёрный монах» и борьба за материалистическую эстетику» // «Творчество А. П. Чехова», 1954, с. 119-131.
  • История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6 т. / АН СССР. Ин-т философии. Сектор эстетики; Редкол.: М. Ф. Овсянников и др. Т. 3: Европа и Америка. Конец 18 — первая половина 19 века. М.: Искусство, 1986[20].
  • Лебедев А. А. Красота и ярость мира: Очерки становления русской материалистической эстетики (Чернышевский — Плеханов — Луначарский). М., 1989.

Примечания

  1. ↑ ФЭБ: Гуральник. Революционно-демократическая эстетика и критика ... — 1991 (текст)
  2. библиотека культуры Гумер - Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизм
  3. PSYLIB® – А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том пятый
  4. ↑ http://irbis.vkgu.kz/cgi-bin/irbis64r_81/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=BEKR&P21DBN=BEKR&Z21ID=&Image_file_name=/dannie/76.doc&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1
  5. ↑ Русская эстетика XIX века
  6. ФЭБ: Ямпольский. А. К. Толстой. — 1956 (текст)
  7. ↑ Диссертация «Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века» автореферат специальность ВАК 09.00.11 - Социальная философия | disse …
  8. [1].
  9. [2].
  10. [3].
  11. [4].
  12. [5], «Вслед за Белинским и Герценом он вел борьбу за материалистическую эстетику, за укрепление [6].
  13. [7].
  14. [8].
  15. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ (1828—89) - Философский словарь
  16. Русская живопись второй половины XIX века
  17. Национальная библиотека РС(Я)
  18. http://enc.lib.rus.ec/bse/008/107/011.htm
  19. http://enc.lib.rus.ec/bse/008/092/446.htm
  20. Библиографическая карточка


Материалистическая эстетика.

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13