12-06-2023
Таа́ддуд аз-завджа́т (араб. تعدد الزوجات — букв. многожёнство, полигамия) — термин шариатского законодательства, определяющий совокупность предписаний о многожёнстве. С точки зрения законодательства факт многожёнства в зависимости от ситуации может быть оценен и как мубах (дозволенное), и как макрух (порицаемое), и как ваджиб (обязательное). Мусульманину запрещено иметь одновременно более четырёх жен[1].
Основным кораническим обоснованием многожёнства является аят суры Ан-Ниса (Женщины):
Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности).
4:3 (Кулиев)
|
Справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины-многожёнца должна проявляться в равном обеспечении в еде, питье, одежде, жилье и т. д. При этом понятие «равное» подразумевает обеспечение каждой из жён тем, что ей необходимо, а не предоставление каждой супруге одинакового количества всего что возможно[2].
Мужчина обязан предоставить каждой из жен отдельное жильё. Если жёны согласны, то они могут жить в одном доме, но в разных комнатах[3]. Муж не должен предоставлять одной из жён роскошный дом, а другую поселять в старую хибарку.
Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами. С разрешения одной из жён, мужчина может проводить у неё меньше времени, чем у другой[4].
Что же касается любви, то человек не в состоянии разделить это чувство равномерно между жёнами. Шариат не обязывает испытывать любовь в равной степени к каждой из супруг[2].
В зависимости от ситуаций, связанных с мужчиной, многоженство может быть для него желательным (мустахабб), нежелательным (макрух), или запретным (харам).
Мусульмане считают, что многоженство решает ряд социальных проблем:
Многожёнство в исламе.