Впервые книга вышла в свет 17 ноября 2010 в Нидерландах[2]. По итогам 2011 года она стала бестселлером, заняв четвёртое место в десятке наиболее продававшихся и, как следствие, неоднократно переиздавалась[3], в том числе, и на различных языках за пределами Нидерландов.
Первое издание книги на русском языке появилось в ноябре 2013 года.
Презентации и обсуждения книги в России
Одной из первых публикаций рассказывающей о книге Д. Свааба стало его интервью в октябрьском номере (2013 г.) еженедельника Ъ-Weekend[4].
С участием автора, первое обсуждение и презентация книги прошли 28 ноября 2013 года в Москве, в образовательном пространстве DI Telegraph[5]. Аналогичное мероприятие состоялось на следующий день, 29 ноября 2013 года в рамках 15 Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction[6].
В момент выхода книги в свет, городское интернет издание The Village отнесло её к наиболее важным изданиям недели[7].
Оглавление книги
Предисловие
Вопросы о мозге к предполагаемому специалисту
I Введение
1. Мы — это наш мозг
2. Метафоры мозга
II Развитие, рождение и родительская забота
1. Тончайшая сыгранность матери и ребёнка при родах
2. Осложнение при родах как первый симптом нарушения развития мозга
3. Материнское поведение
4. Отцовское поведение
5. Значение стимулирующего поведения на раннем этапе развития мозга
6. Воспоминания из матки
III Уязвимый мозг плода в «безопасной» матке
1. Нарушения развития плода под влиянием внешней среды
2. Нарушения развития плода из-за вызывающих зависимость веществ и лекарств
В книге показано, что мозг — от первых проблесков сознания и до его ухода из жизни — полностью определяет сущность человека как биологического существа, и личности. Это касается всех интеллектуальных взлётов и деградаций, изменений психики при шизофрении и трансформации пола при гомосексуализме, также как, бредовых галлюцинаций при наркозависимости, экстазе религиозных переживаний в молитве и даже представлений о свободе воли[12].
Кроме того, в книге рассказано, как условия развития плода влияют на жизненные перспективы растущего человека, о возникновении эмбриональных воспоминаний (как у Сальвадора Дали или Льва Толстого), о картах активности мозга человека, различающихся на этапах ранней и поздней влюбленности, о проблемах пересадки сердца и сохранения при этом душевной привязанности, об особенностях предсмертных состояний[12].
В своей книге Д. Свааб объясняет также, почему нет никакого смысла верить в Бога, заниматься спортом и принимать наркотики. Главное — беречь и тренировать мозг. Дик Свааб рекомендует не обольщаться даже относительно смысла бытия : «Жизнь случайно возникла и эволюционировала и не имеет никакой цели». На его взгляд продолжительность и качество жизни определяется лишь двумя факторами: обменом веществ и развитием головного мозга[7].
Некоторые из затронутых в книге проблем
Связь осложнений при родах с нарушениями развития мозга ребёнка
На тяжелые роды, часто несправедливо возлагают вину за последующие нарушения функционирования мозга, например, задержку развития или повышение мышечного тонуса. На самом деле связь прямо противоположная. Тяжёлые роды, преждевременные или запоздалые — это следствие проблем развития мозга плода в матке. Недоразвитость мозга плода приводит к нарушению координации действий организма матери и плода, что и является истинной причиной родовых проблем[1]:39-41.
Воздействие культурного окружения на строение систем мозга
Культурное окружение первых лет жизни формирует, какие именно части мозга используются взрослым человеком для решения интеллектуальных задач. Например, в зависимости от того является ваш родной язык японским или европейским, гласные звуки обрабатываются в левом или правом полушариях, вне связи с вашей генетикой. Или, ещё, если взрослый человек учит второй язык, то за него отвечает отдельный субареал в лобной доле коры головного мозга. Но если ребёнок с самого начала растёт как двуязычный, оба языка используют одни и те же функциональные области.
Более того, культурная среда, вне генетики, прививает даже, то как человек, окинув взглядом, схватывает образ и его окружение. Например, японцы и жители Новой Гвинеи плохо отличают выраженный на лице страх от удивления. Китайцы, в отличие от американцев, обращают внимание не только на наиболее важный предмет, но и на его взаимосвязь с непосредственным окружением. Кроме того, европейцы при математических подсчётах кроме нижней части теменной доли коры мозга используют для обработки чисел речевые системы, а китайцы или японцы в большей степени задействуют визуально-моторные. Это объясняется тем, что их дети растут изучая иероглифы[1]:59-60.
Влияние стимулирующего воздействия на нарушения развития мозга
Активно стимулирующее воздействие окружения способствует исправлению нарушений развития мозга. Дети, на ранней стадии отставания в развитии, например, из-за недоедания или недостаточного внимания со стороны взрослых, могут проявить резкое улучшение, если их поместить в более стимулирующее окружение. Даже дети с синдромом Дауна достигают хороших результатов при интенсивном стимулировании со стороны окружения. Умственное отставание не должно быть поводом для изоляции. Наоборот, необходимо уделять повышенное внимание таким людям, усиливая интенсивность их общения с внешним миром[1]:61.
Об эмбриональной памяти
Проведённые исследования установили существование эмбриональной памяти на звук, механические колебания, вкус и запах. Эмбриональные воспоминания не содержат деталей и сохраняются, как сейчас считается, не слишком долго. Тем не менее, видимо, повреждения в развитии мозга плода возникают не только из-за курения, алкоголя, приёма лекарств и наркотиков, но и даже из-за просмотра плохих телевизионных программ вроде мыльных опер. Беременным женщинам следовало бы иногда брать в руки хорошие книги и читать вслух своему будущему ребёнку. Тем более, что мысль не нова и, в виде пренатальных стимулирующих программ, сформулирована ещё в Талмуде[1]:65.
Влияние вредных веществ на развитие мозга плода
Такие вещества как — табак, алкоголь, наркотики, вредные вещества из среды обитания, лекарственные препараты, всё это может приводить к необратимым нарушениям в развитии мозга. Их называют функциональной или поведенческой тератологией. Выявление такого воздействия крайне затруднительно из-за большого временного интервала до момента проявления его результата. Тем более, что результаты воздействия, вроде плохой обучаемости или нарушений сна, не достаточно специфичны, чтобы наверняка их связывать с конкретным отравлением организма матери во время беременности. Кроме того, одно и то же вещество вызывает разные симптомы при воздействии на разных стадиях развития плода. Тем не менее, однозначно негативное влияние подобных веществ считается установленным[1]:70-78.
Критика произведения
Критические высказывая относительно книги Д. Свааба касаются ряда аспектов. Одним из них, например, является мнение, что утверждение «Мы — это наш мозг», носит философский характер. То есть, относится к дисциплине, в которой автор не является специалистом и поэтому не достаточно авторитетен[13]. Одновременно, Альва Ноё — профессор философии Калифорнийского университета в Беркли, в своей книге «Мы — это не наш мозг?» (гол. We zijn toch geen brein?)[14], полагает, что Дик Свааб принижает наше сознание и жизненный опыт до ощущений, что является значительной ошибкой, так как деятельность мозга и сознание, по его мнению, нельзя объяснить лишь функционированием нервной системы.
Jef van Gool Het familieportret best verkochte boek in 2011 // Сайт Literatuurplein.nl
Илья Колмановский Дик Свааб о геях, педофилах, психопатах и о каждом из нас // Еженедельник Ъ-Weekend, № 39 (333) от 25.10.2013
Максим Зайцев «Мы — это наш мозг»: Дик Свааб об открытиях в нейронауке, природе гомосексуальности и неосознанном выборе // Сайт Theoryandpractice.ru 20 ноября 2013
Софья Корниенко Дик Свааб: китайский мозг отличается от западноевропейского //Сайт Daokedao.ru, 29 ноября 2013
↑ Лиза Биргер Книга недели: Дик Свааб «Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера» // Городское интернет издание The Village, 13 ноября 2013
Дик Свааб Отпилите мне ногу: нарушение целостности восприятия собственного тела // Интернет издание «Теории и практики», 22 октября 2013
↑ Фрагмент книги Д. Свааба «Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера» // Сайт Davidjidov.ru