Наи́вный реали́зм — эпистемологическая позиция в философии и в обыденном сознании, согласно которой реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком[1]. С точки зрения наивного реалиста, реальность — это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире. В повседневной жизни наивный реализм вредит здоровой психологии познания, а в науке ведёт к догматизму и некритическому гипостазированию теоретических понятий[2]. Согласно наивному научному реализму, теория, которую признало научное сообщество, обладает абсолютной истинностью, то есть даёт полный и точный образ описываемой системы объектов[3]. Альтернативой наивному реализму служит критический реализм, который считает любую научную теорию истинной лишь в модельном смысле и подчёркивает творческую активность субъекта познания.
Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.
Эти объекты существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия.
Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.
При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.
Практика
Для поведения наивных реалистов характерны следующие особенности[5]:
Убеждённость в собственном восприятии объектов и событий такими, каковы они на самом деле; вера в свою беспристрастность и непредвзятость в понимании имеющихся данных или информации.
Ожидание от других рациональных наблюдателей тех же реакций, действий и мнений, что и у себя, при условии, что им была доступна та же информация.
Объяснение неприятия своей точки зрения каким-либо индивидом или группой тремя причинами: а) этому индивиду или этой группе были предоставлены другие сведения (в этом случае при условии, что другая сторона рациональна и нейтральна, обмен информацией или её объединение должны привести к консенсусу), б) этот индивид или эта группа ленивы, иррациональны или же вообще не способны прийти к разумным выводам на основе объективных данных, в) этот индивид или эта группа склонны к тенденциозности в интерпретации фактов или в умозаключениях из-за влияния идеологии, эгоизма или иного искажающего личностного фактора.
Реализм в физике означает, что любая физическая система должна обладать определёнными свойствами вне зависимости от того, подвергаются ли они измерению/наблюдению или нет. Физика вплоть до XIX века всегда имплицитно и иногда эксплицитно основывалась на философском реализме.
Научный реализм в классической физике в целом совместим с наивным реализмом обыденного мышления, однако модель мира в квантовой теории невозможно выразить при помощи понятий обыденного мира. Общее умозаключение гласит, что в counterfactual definiteness, присущей классической физике. Согласно некоторым интерпретациям квантовой механики, система не обладает реализованным собственным состоянием до тех пор, пока оно не получено в результате измерения, а это означает, что квантовые системы демонстрируют counterfactual definiteness. Это вызвало бурную полемику по поводу counterfactual definiteness вкупе ошибочны, возможно использовать что-то одно из них. Большинство физиков отказывается от counterfactual definiteness в пользу локальности, поскольку нелокальность не соответствует относительности. Последствия этого выбора редко обсуждаются вне сферы явлений микромира, но такой counterfactual definiteness в физике — гораздо более специфическое понятие, чем обобщающий философский реализм[9].
«„Нам следует отказаться от идеи реализма в гораздо большей степени, чем считает сегодня большинство физиков.“ (Антон Цайлингер)… Под реализмом он подразумевает идею, согласно которой объекты обладают специфическими качествами и свойствами — то есть, что мяч красный, что книга содержит труды Шекспира, или электрон обладает специфическим спином… для объектов, управляемых законами квантовой механики, таких как фотоны и электроны, может оказаться бессмысленной точка зрения, согласно которой они обладают вполне определёнными характеристиками. Взамен, то, что мы видим, скорее зависит от того, как мы смотрим»[10].
Виртуальная реальность и реализм
«Виртуальный реализм»[11] имеет непосредственное отношение к рассмотренным выше теориям.
В научной статье «Реальность виртуальной реальности» говорится, что «виртуальность есть полноправный (bonafide) вид реальности, и что „виртуальная реальность“ должна пониматься как „вещи, личности, события, которые существуют в киберпространстве“. Эти утверждения устраняют непоследовательность, присущую повседневному употреблению данных терминов… „виртуальная реальность“, хотя и основанная на современной информационной технологии, не относится лишь к технологическому оборудованию или к чисто ментальным сущностям или к поддельной окружающей среде, противоположной реальному миру, а является онтологической формой бытия, которая ведёт к расширению нашего привычного мира»[12].
«Возникновение телеуправления и виртуальной среды значительно увеличило интерес к „синтетическому опыту“, виду опыта, который стал возможным благодаря новейшим технологиям и сенсорному протезированию… осмысление синтетического опыта должно начинаться с признания ошибочности наивного реализма и с признания того, что феноменология синтетического опыта неразрывно связана с повседневным опытом»[13].
Идеи, связанные с виртуальной реальностью, способствовали преодолению противоречий, свойственных научной картине мира Нового времени. Реакцией на эти затруднения стал отказ от признания лишь одной — природной — реальности[14]. Современная наука и философия признают множественность реальностей. Такие известные философы, как Ричард Рорти и Нельсон Гудмэн(англ.)русск., считают символическими конструктами все миры — не только мир религии и искусства, но и научную картину мира[15].
The reality of virtual reality, Virtual Systems and Multimedia. pp. 666—674.
Understanding Synthetic Experience Must Begin with the Analysis of Ordinary Perceptual Experience,IEEE 1993 Symposium on Research Frontiers in Virtual Reality, 54-57.
Интернет-версия статьи
Метафизика виртуальной реальности. // Возможные миры и виртуальная реальность. Серия «Аналитическая философия в культуре ХХ века». Исследования по философии современного понимания мира. Выпуск I. Составители В. Я. Друк и В. П. Руднев. Москва, 1995.
Литература
Ahlstrom, Sydney E. "The Scottish Philosophy and American Theology, " Church History, Vol. 24, No. 3 (Sep., 1955), pp. 257–272 in JSTOR
Cuneo, Terence, and René van Woudenberg, eds. The Cambridge companion to Thomas Reid (2004)
Gibson, J.J. (1972). A Theory of Direct Visual Perception. In J. Royce, W. Rozenboom (Eds.). The Psychology of Knowing. New York: Gordon & Breach.
Graham, Gordon. «Scottish Philosophy in the 19th Century» Stanford Encyclopedia of Philosophy (2009) online
Marsden, George M. Fundamentalism and American Culture (2006) excerpt and text search
S. A. Grave, «Common Sense», in The Encyclopedia of Philosophy, ed. Paul Edwards (Collier Macmillan, 1967).
Peter J. King, One Hundred Philosophers (2004: New York, Barron’s Educational Books), ISBN 0-7641-2791-8.
Selections from the Scottish Philosophy of Common Sense, ed. by G.A. Johnston (1915) online, essays by Thomas Reid, Adam Ferguson, James Beattie, and Dugald Stewart
David Edwards and Steven Wilcox (1982). «Some Gibsonian perspectives on the ways that psychologists use physics». Act. Psychologia52: 147–163. 10.1016/0001-6918(82)90032-4.
Fowler, C. A. (1986). «An event approach to the study of speech perception from a direct-realist perspective». Journal of Phonetics14: 3–28.
James J. Gibson. The Ecological Approach to Visual Perception. Lawrence Erlbaum Associates, 1987. ISBN 0-89-859959-8
Claire F. Michaels and Claudia Carello. Direct Perception. Prentice-Hall. http://ione.psy.uconn.edu/~psy254/MC.pdf
Edward S. Reed. Encountering the World. Oxford University Press, 2003. ISBN 0-19-507301-0
Shaw, R. E./Turvey, M. T./Mace, W. M. (1982): Ecological psychology. The consequence of a commitment to realism. In: W. Weimer & D. Palermo (Eds.), Cognition and the symbolic processes. Vol. 2, Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., pp. 159–226.
Turvey, M. T., & Carello, C. (1986). «The ecological approach to perceiving-acting a pictorial essay». Acta Psychologica63 (1-3): 133–155. PMID 3591430.
Nicholas Wolterstorff. Thomas Reid and the Story of Epistemology. Cambridge University Press, 2006. ISBN 0-52-153930-7
Nelson, Quee. (2007). The Slightest Philosophy Dog’s Ear Publishing. ISBN 978-1598583786
Ссылки
James Feiser, «A Bibliography of Scottish Common Sense Philosophy»
Theory of knowledge: Naïve Realism
Naïve Realism and the Argument from Illusion
The Function of Conscious Experience
Representationalism
Naïve Realism in Contemporary Philosophy
The Science and Philosophy of Consciousness
Stanford Encyclopedia of Philosophy: Epistemological Problems of Perception
Physics and Commonsense: Reassessing the connection in the light of quantum theory
Quantum Theory: Concepts and Methods
Nature Journal: Physicists bid farewell to reality?
Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness
Virtual Realism
The reality of virtual reality
IEEE Symposium on Research Frontiers in Virtual Reality: Understanding Synthetic Experience Must Begin with the Analysis of Ordinary Perceptual Experience
Realism, article form the Stanford Encyclopedia of Philosophy.
Sense Data, article from the Stanford Encyclopedia of Philosophy.
Skepticism and the Veil of Perception, book defending direct realism.
Pierre Le Morvan, «Arguments against direct realism and how to counter them», American Philosophical Quarterly 41, no. 3 (2004): 221—234. (pdf)
Steven Lehar, «Gestalt Isomorphism» (2003), paper criticizing direct realism.
A Direct Realist Account of Perceptual Awareness, dissertation on direct realism.