27-07-2023
Натури́зм (от лат. natura — «природа») — течение, в основе которого лежит максимальное приближение человека к природе для оздоровления тела и духа, характеризующееся практикой совместной наготы, имеющее цель в развитии уважения к себе, людям и природе[1]. Сами натуристы позиционируют его как философию жизни в гармонии с природой.
Натуризм часто отождествляют с нудизмом (от лат. nudus — обнажённый), так как наиболее заметным атрибутом натуризма является отсутствие одежды. Этот термин нередко используется в словарях и литературе как синоним понятия «натуризм»[2][3], однако сами участники движения проводят между ними границу: в основе действий нудистов отсутствует какая-либо общая философия, обосновывающая наготу, большинством нудистов движет лишь ощущение комфорта, появляющееся при освобождении от одежды[4]. Слово «натуризм» входит в названия международных организаций, таких как Международная федерация натуризма (INF), работающая под эгидой ЮНЕСКО.
Нагота с давних времён носила сакральный характер. В античности занятия спортом проводили голыми, и от соответствующего слова (греч. γυμνός, гимнос — «голый») происходят слова «гимнастика» и «гимназия» (изначально — место для тренировок и занятий спортом). Некоторые языческие обряды выполнялись в обнажённом виде. Например, можно упомянуть обычай, связанный с обороной от внешней угрозы (нападения или болезни): обнажённые женщины ночью впрягались в плуг и пропахивали борозду вокруг селения. Античные авторы со времен Александра Македонского описывают индийских аскетов-джайнистов, отвергавших одежду и потому прозванных греками гимнософисты (греч. — «нагие мудрецы»). В современной Индии имеется религиозная группа дигамбаров («одетых светом», «воздухом»), ветвь джайнизма, у которых нагота служит символом освобождения от мира смертных. С принятием христианства, с его отрицанием телесного, культ наготы был забыт. В Новое время (начиная со времен Возрождения) были попытки воскресить его как символ разрыва с традицией плотоумерщвления и возвращения к природе.
Натуризм зародился в Германии в начале XX века под названием «культура свободного тела». Основателем современного натуризма можно считать французского учёного-географа и анархиста Элизе Реклю (фр. Elisée Reclus; 1830—1905), который до немцев предлагал использовать наготу в социальных целях. Он отмечал гигиенические достоинства наготы с моральной и с физиологической точки зрения, и размышлял о её перспективах в истории и географии культур. В своей книге «Человек и Земля» (1905) он, в частности, пишет:[5]
«Вопрос одежды и наготы является важным с точки зрения физического здоровья, искусства и морали: мне просто необходимо выразить свои мысли, так как невозможно все время уходить от этой дискуссии. Это совсем недавнее завоевание свободы человека: ведь не так ещё давно любое сомнение в необходимости одежды было бы отброшено как нападки на моральные устои общества…»
«Правильней было бы ставить вопрос так: что лучше для здоровья и гармоничного развития человека в физическом и моральном плане? Любой врач вам ответит: нагота полезней. Известно, например, что кожа восстанавливает свою жизненную энергию, если её беспрепятственно подставлять воздуху, свету и природным элементам. Ничто не мешает потовыделению, все органы восстанавливают свои функции; кожа становится мягкой и упругой и теряет бледность, как растение, лишенное света. Эксперименты показывают, что когда кожа лишена света, количество красных кровяных телец уменьшается вместе с гемоглобином. То есть, жизнь становится менее интенсивной. Это лишнее доказательство тому, что прогресс цивилизации не всегда является таковым, а требует научного исследования.»
В Германии первым идеологом движения за обнажение стал Генрих Пудор, написавший книги «Нагие люди. Ликование будущего» и «Культ наготы». В них содержалось обоснование идеи «свободного культуризма», который был направлен на обеспечение гармонии в развитии души и тела, необходимые для формирования «совершенного человека нордической расы». Хотя это движение изначально носило мирный характер, оно распространилось в среде нацистского офицерства, получив названия «нудокультуризм» и «нудонацизм».
Первое нудистское общество, носившее название «Тифаль» было основано Рихардом Унгевиттером, автором книги «Нагота». Общество проповедовало здоровый образ жизни: отказ от курения, алкоголя и мясной пищи, занятия гимнастикой. Провозглашалась цель возвращения человека к природному укладу жизни, свободному от извращений, связанных с подавлением его естественных потребностей. Членами общества была основана первая нудистская база отдыха близ Гамбурга. Общественные организации нудистов были созданы в Берлине (1910 год) и в Штутгарте (1911 год).
Распространившись вначале среди студенческой молодёжи, с 1920-х годов получил известность во многих странах Европы, а также в США, Канаде, Новой Зеландии и некоторых других, были созданы национальные федерации натуризма.
В Скандинавии становление нудизма связано с именем Сорена Соренсена, который в 1936 году создал нудистскую базу отдыха на острове близ Копенгагена и основал первый в Скандинавии нудистский клуб «Солнечный спорт Севера». Во Франции нудизм пропагандировали врачи Гастон и Андре Дюрвиль, которые занимались изданием журнала «Жить мудро», являлись основателями курорта «Гелиополис» и Института натуризма и пропагандистами таких методов лечения как гидротерапия и гелиотерапия.
В России идеологом нудистского отдыха являлся Максимилиан Волошин, автор трудов «Блики. Нагота» (1910) и «Блики. Маски. Нагота» (1914) и основатель нудистских пляжей в Крыму. В первые годы советской власти, до установления тоталитарного режима в начале 1930-х годов, натуризм также был довольно распространён: даже проводились обнажённые шествия по улицам городов, в том числе Москвы. Ленин считал, что в движении нудистов есть «здоровое пролетарское начало»[6].
В 1953 основана Международная федерация натуризма (INF), работающая под эгидой ЮНЕСКО.
Чтобы не смущать других людей наготой, натуристы организуют отдельные пляжи, бассейны и спортивные площадки, в декларируемых уставах и на практике натуристы строго следят за соблюдением принципов этики человеческих отношений. Тем не менее нудистские пляжи могут привлекать вуайеристов и эксгибиционистов.
Нагота в натуризме обычно не является самоцелью, натуризм включает в себя:
Изначально натуризм являлся своего рода протестом против пуританских норм морали и был встречен протестами со стороны консервативно настроенных кругов общества , усматривавших в обнажении признаки разврата. Чтобы избежать подобных обвинений, с самого начала натуристского движения были введены достаточно жёсткие ограничения на половые отношения в рамках нудистского отдыха, достаточно строго соблюдаемые.
Дополнительной причиной для беспокойства общества служило то, что нудистский отдых, как правило, носит семейный характер: родители приводят на нудистские пляжи своих детей. Опасения были связаны с возможным развращением малолетних, влекущем их вступление в ранние половые отношения. Однако, как было установлено исследованиями , на деле имеется противоположный эффект: дети, приобщённые родителями к нудизму, воспринимают наготу как естественное состояние, у них наблюдается не бо́льшее, а ме́ньшее по сравнению с другими детьми любопытство в отношении половых различий и отсутствует склонность к подглядыванию.
Хотя обнажение вне специально отведённых для этого мест может признаваться правонарушением, организация нудистских пляжей и зон отдыха, как правило, допускается законодательством. При таких базах для натуристов и нудистов создаются специальные гостиницы, магазины и бары.
Натуризм.