Chefeat.ru

Здоровое питание

Нуар (литература)

19-07-2023

Обложка нуар-романа К.Адамса

Нуа́р (фр. noir — «чёрный» роман) — субжанр американской массовой литературы 1920-х — 1960-х годов, разновидность «крутого» (или «круто сваренного») криминального романа (англ. hard-boiled fiction). В основу жанра легли напряжённый сюжет и грубоватая манера повествования в духе Э. Хэмингуэя и Д. Дос Пассоса (черта общая для «крутого» и «чёрного» романов)[1]. Однако в отличие от «крутого романа», где главным героем выступал персонаж, расследующий преступление (сыщик, журналист и т. д.), героем романа-нуар является, как правило, жертва, подозреваемый или преступник, то есть лицо, непосредственно вовлечённое в преступление, а не распутывающее историю со стороны[2]. Среди существенных признаков жанра нуар — жёсткий реализм изложения, цинизм, склонность персонажей к саморазрушению, обилие сленга, обязательная сексуальная линия в сюжете[2][3]. Некоторые детали (появление роковых женщин, постоянное курение персонажей и др.) со временем стали литературным штампом этого направления.

Чёрный роман было принято относить к числу «низких» жанров. Советский литературовед Г. Косиков, например, отзывается о нём как об «американской массовой беллетристической продукции, замешанной на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавшей на острых социальных проблемах»[4]. В то же время роман-нуар расширял взгляды читателей середины XX века: «предлагая читателям несимпатичных героев с явно девиантной моделью поведения, то есть отклоняющихся от нормы, автоматически фиксировал эту норму со знаком „плюс“»[5].

Появившись в конце 1920-х годов, к концу 1930-х нуар полностью сформировался как субжанр, однако он еще не нашёл своего читателя. Преимущественно сочинения в жанре «нуар» публиковались в журналах, специализирующихся на «бульварном чтиве». Основным среди них был журнал «Чёрная маска» (англ. «Black Mask»). Кроме того, выходили отдельные издания в дешёвом варианте с мягкой обложкой (так называемые «paperback edition»). Настоящий «нуаровый бум» начался в 1950-е годы и продолжался до конца 1960-х. В этот период «чёрный роман» публиковался много, и часто в хороших изданиях.

Многие произведения в жанре «чёрного романа» стали основой для кинофильмов-нуар. При этом, несмотря на некоторые сходные черты, большинство исследователей подчёркивает существенные различия между понятием «нуар» в литературе и кинематографе, где «нуар» является скорее стилем, чем жанром[6].

Содержание

Происхождение термина

Первоначально термин «roman noir» возник во Франции и совпадал по значению с «крутым романом». С 1946 года «нуаром» стали называть определённую категорию фильмов.

Собственно в США термин «нуар» был перенесён киноведами в 1968 году (уже после заката как «чёрного романа», так и «чёрного фильма»). В 1984 году, когда началась волна переизданий романов 1930-х — 1950-х годов, это название было впервые применено к литературной разновидности этого жанра. Для американцев, в отличие от французов, «нуар» означал только определённую группу «круто сваренных» произведений, где героем был не детектив, а непосредственный участник событий[2].

Представители жанра

Корнелл Вулрич

«Отцом чёрного романа» иногда называют Корнелла Вулрича, автора многочисленных романов и рассказов, печатавшихся на протяжении 1930-х — 1950-х годов и впоследствии определённых как «нуар» [7]. Многие сочинения Вулрича были впоследствии перенесены на экран (причём далеко не все картины по Вулричу являются фильмами-нуар). Среди них такие известные фильмы, как «Человек-леопард» Ж. Турнёра, «Окно во двор» А. Хичкока, «Невеста была в чёрном» и «Сирена с Миссисипи» Ф.Трюффо.

Борис Виан

У истоков направления лежат также произведения писателя и сценариста Уильяма Бернетта, опубликовавшего в 1929 году один из первых «чёрных романов» «Маленький Цезарь»[2].

Кроме того, поскольку границы между «крутым детективом» и «нуаром» не всегда могут быть чётко определены, к основателям жанра также причисляют корифеев «крутого» романа Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера.

В 1946 году на волне успеха «чёрного романа» во Франции на литературную мистификацию решился писатель Борис Виан, выпустивший под псевдонимом «Вернон Салливан» нуар-роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» и еще ряд произведений. Роман за короткое время приобрёл огромную популярность, но разоблачение автора привело к крупному скандалу[4].

Примечания

  1. Энциклопедия «Британника»
  2. ↑ What is Noir?  (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  3. Нуар Европы. Эксперт, № 22 (563) (11 июня 2007). Проверено 8 апреля 2009.
  4. ↑ О прозе Бориса Виана. Художественная литература (1983). Проверено 8 апреля 2009.
  5. Интервью. Новое литературное обозрение (1999). Проверено 8 апреля 2009.
  6. Notes on Film Noir  (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  7. Cornell Woolrich, father of noir fiction (англ.) — фан-сайт писателя

Литература

  • Crime Novels: American Noir of the 1930s and 40s. Library of America, 1997. ISBN 1-883011-46-9.
  • Crime Novels: American Noir of the 1950s. Library of America, 1997. ISBN 1-883011-49-3.
  • The Fantastic Stories of Cornell Woolrich. Southern Illinois University Press, 1981. ISBN 0-8093-1008-2.
  • Francis M. Nevins. Cornell Woolrich: First You Dream, Then You Die. Mysterious Press, 1988. ISBN 0-89296-297-6.
  • Thomas C. Renzi. Cornell Woolrich from Pulp Noir to Film Noir. McFarland & Company, 2006. ISBN 0-7864-2351-X.
  • Корнелл Вулрич. Тысяча глаз ночи. М., 2003. ISBN 5-93209-683-7

Ссылки

  • Нуар на сайте «Детектив. Признание в любви» (mydetectiveworld.ru)
  • Noirnovels.com Сайт, посвящённый нуар-литературе (англ.)
  • Журнал «Чёрная маска» (англ.)
  • Сценарии Корнелла Вулрича
  • Словарь сленга «крутого» и «чёрного» романа
  • Международный фестиваль романа-нуар в Фронтиньяне  (фр.)

Нуар (литература).

© 2014–2023 chefeat.ru, Россия, Челябинск, ул. Речная 27, +7 (351) 365-27-13